Аяты 33-44
وَآيَةٌ لَّهُمُ الْأَرْضُ الْمَيْتَةُ أَحْيَيْنَاهَا وَأَخْرَجْنَا مِنْهَا حَبًّا فَمِنْهُ يَأْكُلُونَ﴿٣٣﴾ وَجَعَلْنَا فِيهَا جَنَّاتٍ مِّن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ وَفَجَّرْنَا فِيهَا مِنَ الْعُيُونِ ﴿٣٤﴾ لِيَأْكُلُوا مِن ثَمَرِهِ وَمَا عَمِلَتْهُ أَيْدِيهِمْ ۖ أَفَلَا يَشْكُرُونَ ﴿٣٥﴾ سُبْحَانَ الَّذِي خَلَقَ الْأَزْوَاجَ كُلَّهَا مِمَّا تُنبِتُ الْأَرْضُ وَمِنْ أَنفُسِهِمْ وَمِمَّا لَا يَعْلَمُونَ ﴿٣٦﴾ وَآيَةٌ لَّهُمُ اللَّيْلُ نَسْلَخُ مِنْهُ النَّهَارَ فَإِذَا هُم مُّظْلِمُونَ ﴿٣٧﴾ وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَّهَا ۚ ذَٰلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ ﴿٣٨﴾ وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتَّىٰ عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدِيمِ ﴿٣٩﴾ لَا الشَّمْسُ يَنبَغِي لَهَا أَن تُدْرِكَ الْقَمَرَ وَلَا اللَّيْلُ سَابِقُ النَّهَارِ ۚ وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ ﴿٤٠﴾وَآيَةٌ لَّهُمْ أَنَّا حَمَلْنَا ذُرِّيَّتَهُمْ فِي الْفُلْكِ الْمَشْحُونِ ﴿٤١﴾ وَخَلَقْنَا لَهُم مِّن مِّثْلِهِ مَا يَرْكَبُونَ ﴿٤٢﴾ وَإِن نَّشَأْ نُغْرِقْهُمْ فَلَا صَرِيخَ لَهُمْ وَلَا هُمْ يُنقَذُونَ ﴿٤٣﴾ إِلَّا رَحْمَةً مِّنَّا وَمَتَاعًا إِلَىٰ حِينٍ ﴿٤٤﴾
И знамение для них – мертвая земля. Мы оживили ее и вывели из нее зерно, так что из нее они едят. (33) И Мы разместили на ней сады из финиковых пальм и винограда и вывели на ней источники, (34) чтобы они могли вкушать с нее плоды, в то время как это не сделано их руками. Разве же не следует им быть благодарными? (35) Пречист (от любого недостатка) Тот Единственный, Кто создал все пары из того, что растит земля, и из людей самих, и из того, чего они не знают. (36) И знамение для них – ночь. Мы снимаем (покрывало) дня с нее, и вот они погружены во тьму. (37) И солнце быстро продвигается (течет) к своему месту отдыха. Таково установление Могущественного, Знающего. (38) И луне Мы определили отмеренные стоянки, пока она не станет (бледной, выгнутой и тонкой) как старая финиковая ветвь. (39) Солнцу не перегнать луну, и ночь не может опередить день, и каждый плывет по орбите. (40) И знамение для них – то, что Мы перенесли их детей в переполненном ковчеге (41) и создали для них похожие на него вещи, на которых они ездят. (42) И если Мы пожелаем, Мы можем утопить их, тогда никто не ответит на их зов, и они не будут спасены, (43) если только не по милости от Нас и (если только) Мы не позволим им наслаждаться некоторое время. (44)
Многое из того, о чем рассказывается в суре «Я Син», относится к Божественным знамениям и наградам и благам, дарованным человечеству. Это призвано доказать, что будет жизнь после смерти и что людям следует быть крепкими в вере в Воскрешение и Судный день. Знамения, описанные в этих аятах, с одной стороны, служат ясными доказательствами Его совершенной Мощи, с другой стороны, отражают, какие именно блага и награды Всевышний Аллах определил людям и другим Своим творениям. В этом – особый урок мудрости.
В первом аяте (33-м) в качестве примера приводится земля, на которой мы живем. Она под нашим ногами постоянно. Можно воочию наблюдать, что, когда дождь проливается с неба и орошает сухую землю, она оживляется дождем, и он словно позволяет ей возродиться. Итог же приходит в виде растительности, деревьев и их плодов. Дальше упоминаются источники, которые протекают под землей и по ее поверхности, помогая деревьям расти. Говорится: لِيَأْكُلُوا مِن ثَمَرِهِ («чтобы они могли вкушать с нее плоды»). Иными словами, ветры, облака и земля – все это служит тому, чтобы люди могли есть плоды растений. Каждый может наблюдать эти процессы своими глазами, и все знают, как это сделать. Таким образом, нас уведомляют, что вся вселенная устроена ради людей.
Рост трав и деревьев не действие человека
Сказано: وَمَا عَمِلَتْهُ أَيْدِيهِمْ (уа ма ‘амилятху айдихим: «в то время как это не сделано их руками»). Большинство комментаторов считает, что слово «ما» (ма) в этом аяте употребляется для отрицания: в то время как это не сделано их руками. Согласно такому толкованию, в аяте заключено предупреждение безрассудным: «Подумай о своей работе, о том труде, что ты в нее вкладываешь. Каков, на самом деле, твой вклад в цветение плодовых деревьев? Конечно, ты бросаешь семена в землю, поливаешь ее, разрыхляешь почву, чтобы ничего не мешало почкам расти. Но создание дерева из маленького семени, с листьями и ветвями, со всеми плодами – это совсем другое. Каково твое участие в этом?»
Это – поле действий того, кто обладает совершенной властью, мудростью и знанием, и таков только Бог. Люди, разумеется, извлекают пользу из роста деревьев, но они никогда не должны забывать Создателя и Хозяина всего. Похожее предупреждение содержится в суре «Аль-Вакы’а»:
أَفَرَأَيْتُم مَّا تَحْرُثُونَ أَأَنتُمْ تَزْرَعُونَهُ أَمْ نَحْنُ الزَّارِعُونَ
(«Расскажите мне о том, что вы возделываете: вы это взращиваете, или Мы растим?» – 56:63-64) Смысл следующий: хотя люди не принимают никакого участия в росте плодовых деревьев, Мы по Своей Милости создали их, сделали их обладателями этих просторов и научили, как употреблять плоды в пищу и как еще можно их использовать.
Принципиальная разница между пищей людей и зверей
Ибн Джарир и некоторые другие толкователи считают «ما» (ма) не харфом отрицания в «وَمَا عَمِلَتْهُ» (уа ма ‘амилятх), а относительным местоимением со значением «الذى» (аль-лязи – тот, который). Тогда эта часть 35-го аята будет значить, что все это было сотворено, чтобы люди могли есть с нее плоды и то, что они делают, производят своими руками из этих фруктов. Например, фруктовые десерты, чатни, маринованные огурцы и масла из фруктовых косточек – результат человеческих усилий и обработки. Это значит, что вначале эти фрукты были сотворены съедобными, а затем Всевышний Аллах дал людям способность изготавливать множество вкусных и полезных вещей из каждого фрукта.
Таким образом, создание фруктов и наделение людей способностью дополнять их другими ингредиентами и превращать во вкусную и полезную еду – это одно из благ, дарованных Аллахом. Передав это толкование Ибн Джарира, Ибн Касир сказал, что оно подтверждается кыраатом Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет Аллах им доволен, поскольку в нем место слова «ما» (ма) занимает «مما» (мимма), то есть: مما عملته ايديهم(«из того, что сделано их руками»).
Углубляясь в детали, можно еще сказать, что звери тоже едят овощи и фрукты. Некоторые едят мясо. Некоторые – почву. Но все они питаются однообразно. Кто-то ест одну траву, кто-то – одно мясо. Умение изготавливать разные блюда, сочетая разные ингредиенты, добавляя соль, чили, сахар, закваску, превращая один исходный компонент в десять различных видов пищи, – это исключительно человеческая особенность. Только людям дарована способность сочетать разные продукты и делать из них блюда, отличающиеся друг от друга по вкусу. Это гениально!
Приготовление мяса с солью и специями и фруктов с подсластителями – это искусство кулинарии, которому Всевышний Аллах научил людей. В тексте, после упоминания благ от Аллаха, говорится: أَفَلَا يَشْكُرُونَ (афаля яшкурун – разве же не следует им быть благодарными?). Иными словами, как может разумный человек, увидев все это, не быть благодарным Аллаху? Далее, после рассказа об урожае и климате, названо еще одно знамение, результат Могущества Аллаха:
سُبْحَانَ الَّذِي خَلَقَ الْأَزْوَاجَ كُلَّهَا مِمَّا تُنبِتُ الْأَرْضُ وَمِنْ أَنفُسِهِمْ وَمِمَّا لَا يَعْلَمُونَ
(«Пречист (от любого недостатка) Тот Единственный, Кто создал все пары из того, что растит земля, и из них самих, и из того, чего они не знают» – 36:36). Здесь слово «ازواج» (азвадж) – это множественное число слова «زوج» (завдж) со значением «пары». Пара – это две вещи одного рода. Это относится к чете или союзу. Например, муж и жена – это чета, и каждый из них – пара для другого. Аналогично этому, парами являются самцы и самки животных. Что касается ботаники, среди многих деревьев есть женские и мужские особи. Известный пример – финиковые пальмы и папайя. Другие тоже могут быть подобны им, например, плодоносные деревья и цветы, ведь они, согласно современной научной информации, размножаются. Также вполне вероятно, что деление по мужским и женским признакам существует и у камней, минералов и других созданий Аллаха – просто наука еще не установила этого, на что указывается в словах:مِمَّا لَا يَعْلَمُونَ (мимма ля я’лямун – «и из того, чего они не знают»). Как правило, толкователи указывают, что «ازواج» (азвадж – пары) означает роды и виды, ведь, как парами называют особей мужского и женского рода, так парой называют и две вещи, противоположные друг другу, например, холод и жару, землю и воду, горе и счастье, здоровье и болезнь, и внутри каждого из этих понятий есть свои категории и уровни: от слабого до сильного. Подобным же образом есть много видов и типов людей и животных, они отличаются цветом, формой тела, языком и образом жизни. Слово «ازواج» (азвадж – пары) включает все это в себя. В данном (36) аяте вначале упоминается «مِمَّا تُنبِتُ الْأَرْضُ» (из того, что растит земля). Есть разные виды растений. Далее говорится о «مِنْ أَنفُسِهِمْ» («и из людей самих») – есть разные типы людей. И после этого упоминается «مِمَّا لَا يَعْلَمُونَ» («и из того, чего они не знают»). Сюда включены тысячи таких творений, которые еще не раскрыты человечеством. Лишь Всевышний Аллах знает, сколько живых существ, растений и минералов существует в слоях земли, в реках и горах.
В 37-м аяте говорится: وَآيَةٌ لَّهُمُ اللَّيْلُ نَسْلَخُ مِنْهُ النَّهَارَ فَإِذَا هُم مُّظْلِمُونَ («И знамение для них – ночь. Мы снимаем (покрывало) дня с нее, и вот они погружены во тьму»). После описания знамений от Аллаха, которые мы видим на земле, текст касается творений космоса. Слово «سلخ» (сальх) буквально означает снимать кожу. Если снять шкуру с животного или покрывало с вещи, то мы увидим внутренности. Всевышний Аллах таким образом показал нам, что реальность этого мира – это тьма. Свет преходящ, так как он приходит на землю от планет и звезд. В некое время, в этой системе, где все предопределено, свет, покрывающий тьму мира, снимают. И остается тьма. Обычно это называют ночью.
В 38-м аяте говорится:
وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَّهَا ۚ ذَٰلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ
(«И солнце быстро продвигается (течет) к своему месту отдыха. Таково установление Могущественного, Знающего» – 36:38). Слово «مستقر» (мустакарр) употребляется для обозначения места отдыха, а также времени отдыха, то есть оно может ориентировать нас как в пространстве, так и во времени. Вдобавок это слово может обозначать конец или цель курса или путешествия – даже если новый путь начинается сразу же, без перерыва или остановки (как упоминает Ибн Касир).
Некоторые уважаемые толкователи решили, что здесь слово «مستقر» (мустакарр) означает цель во времени, то есть когда солнце дойдет до уже предопределенного конца пути, и это Судный день (Кыяма). В свете такого толкования (тафсир) смысл этого аята следующий: солнце движется по своей орбите, будучи поддерживаемо столь точной системой, что нет сбоя ни на секунду. Так происходит на протяжении тысяч лет. Но это не будет длиться вечно. Во времени и пространстве этому процессу отведен определенный промежуток. И, когда настанет час, эта солнечная система и движение в ней обретут конец – и это будет Судный день. Такое толкование передается от Катады, да будет Аллах им доволен (Ибн Касир).
Один из аятов суры «Аз-Зумар» подтверждает, что слово «مستقر» (мустакарр) обозначает цель или предел во времени и относится к Судному дню. В суре «Аз-Зумар» есть следующие слова:
خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ ۖ يُكَوِّرُ اللَّيْلَ عَلَى النَّهَارِ وَيُكَوِّرُ النَّهَارَ عَلَى اللَّيْلِ ۖ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ ۖ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى
(«Он сотворил небеса и землю по Своей мудрости. Он покрывает ночью день, и Он покрывает днем ночь. И Он подчинил солнце и луну, каждый из них движется к установленному сроку» – 39:5).
Здесь говорится почти о том же, что и в вышеприведенном аяте суры «Я Син». Во-первых, смена дня и ночи описана в тех же понятиях общего восприятия: Всевышний Аллах заворачивает день в покрывало ночи и покрывало дня набрасывает на ночь. Таким образом, ночь и день сравниваются с двумя покрывалами. Покрывало ночи надевается на день, и вот наступает ночь; покрывало дня наброшено на ночь, и вот уже день. Далее говорится, что солнце и луна подчиняются Всевышнему Аллаху и слушаются Его приказов. Каждый из них движется к установленному сроку. В тексте употребляются слова «اجل مسمى» (аджалим-мусамма), что означает определенный срок, и смысл в том, что движение солнца и луны не вечно. Когда они достигнут определенного, установленного, срока – то есть Судного дня – это движение прекратится. В вышеприведенном аяте суры «Я Син» слово «مستقر» (мустакарр) также явно обозначает определенный или установленный срок, то есть временной предел, цель, прибытие. В свете такого тафсира смысл аята представляется ясным и не противоречит астрономии и математике.
Часть уважаемых толкователей сочла, что речь идет о цели и пределе в пространстве, опираясь на следующий хадис, переданный в «Сахихах» Бухари и Муслима, а также на другие хадисы от некоторых сподвижников.
Согласно передаче от Абу Зарра аль-Гифари, да будет Аллах им доволен, однажды он находился вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, на закате. Тот обратился к нему: «Абу Зарр, знаешь ли ты, где заходит солнце?» Абу Зарр сказал, что ответил: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Солнце движется, пока не дойдет до места под ‘Аршем (Троном) и делает саджда (суджуд, земной поклон)». После этого он сказал: «Именно это означает «мустакарр» в этом аяте:وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَّهَا («И солнце быстро продвигается (течет) к своему месту отдыха»)».
В другой передаче, снова от Абу Зарра, да будет Аллах им доволен, есть дополнительные слова: «Я попросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, объяснить «وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَّهَا» («И солнце быстро продвигается (течет) к своему месту отдыха»). Он сказал: مستقرها تحت العرش (мустакарруха тахта аль-‘Арш) – его место отдыха под ‘Аршем». Аль-Бухари передает этот хадис в нескольких местах, и, за исключением Ибн Маджа, этот хадис присутствует в Шести Книгах.
Также от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет Аллах им доволен, передается хадис с близким содержанием. В нем есть добавления насчет того, что, когда солнце достигает места под ‘Аршем, оно делает саджда и просит позволения выйти на следующий круг. Получив разрешение, оно начинает новый круг – пока не наступит день, когда оно не получит такого разрешения. Напротив, оно получит приказ возвращаться обратно, откуда пришло. Иными словами, его будет велено скрыться за горизонтом на западе, а затем вновь вернуться к западу и взойти там. Когда это случится, это будет знаком того, что Судный день на пороге, и тогда закроются двери имана и тауба (покаяние). Наступит время, когда тауба у того, кто утонул в грехах, и тауба того, кто погряз в ширке и куфре, не примутся (Ибн Касир с отсылкой к Абду-р-Раззаку).
Земной поклон солнца: как солнце совершает саджда под ‘Аршем
Из этих передач хадиса, мы узнаем, что «мустакарр» означает место в пространстве, где завершается солнечный круг, и также они сообщают нам, что это место находится под ‘Аршем. Следовательно, аят будет означать, что каждый день солнце движется к определенной цели, и, когда оно достигает ее, делает саджда Всевышнему Аллаху и просит у Него разрешения начать новый круг. Получая разрешение, оно начинает новый круг.
Если смотреть на внешний смысл этого, то выявляется несколько вещей, противоречащих принципам, установленным на основе опытов, наблюдений и астрономических данных:
1. ‘Арш Рахмана (называемый, как правило, Троном Аллаха), как передается в Коране и Сунне, – охватывает все вокруг нас: земли и небеса. Все тела и просторы, включая звезды и планеты, окружены ‘Аршем. И ‘Арш Рахмана заключает в себе весь космос, всю вселенную. С этой точки зрения, солнце всегда, во всех ситуациях, находится под ‘Аршем. В чем смысл того, что оно отправляется к месту под ‘Аршем после захода?
2. Из наблюдений известно, что, когда солнце заходит в одном месте, оно восходит в другом, то есть восходы и закаты не прекращаются. В чем же в этом случае смысл того, что солнце направляется к местопребыванию под ‘Аршем и делает там саджда?
3. Из буквального смысла хадиса следует, что солнце, достигнув своей цели (мустакарр), останавливается, совершая саджда Всевышнему Аллаху и прося позволения выйти на новый круг. Однако всем известно, что в движении солнца нет никаких перерывов. И, учитывая, что солнце восходит и заходит без перерыва, эта пауза тоже должна длиться постоянно, и тогда солнце бы вообще не двигалось.
Эти трудные вопросы касаются не только астрономии, но и нашего каждодневного опыта и наблюдений, которые нельзя игнорировать. Вообще идея, что солнце днем движется под небесной сферой и располагается на четвертом небе, – это теоретическая выкладка Птолемея, опровергнутая Пифагором. Современные исследования подтвердили, что теория Птолемея ошибочна, и доказали, что Пифагор был прав. К тому же, в наше время можно полететь в космос, и полет на луну, мягко говоря, заставляет думать, что планеты расположены не внутри небесной сферы. Аят Корана:وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ («и каждый плывет по орбите» – 36:40), – который будет в суре чуть дальше, тоже подтверждает эту точку зрения. Вдобавок восходы и заходы солнца происходят из-за движения земли, а не солнца, что добавляет еще одну трудность в понимание вышеприведенного хадиса.
Прежде чем ответить на все эти вопросы, нужно, в первую очередь, понять, что никакое из перечисленных затруднений и сомнений не относится к пониманию самого текста Корана. Смысл аята – в том, что Всевышний Аллах сделал так, что солнце двигается, спокойно и размеренно, однообразно, к определенной цели. Если речь идет о времени, то эта цель – Судный день, как говорится в толковании Катады, да будет Аллах им доволен, то есть солнце будет продолжать движение вплоть до последнего Дня, когда его движение завершится. Если это цель в пространстве, то даже тогда мы можем сказать, что это точка на орбите солнца, откуда оно начало свой путь в момент создания. Когда оно достигает ее, то завершается круг смены дня и ночи, и это конец пути, и там начинается новый круг. Касательно того, где именно расположена эта точка, с которой начался путь солнца в вечности, Коран не сообщает, не толкая людей к бессмысленным спорам. Человечеству не принесет пользы знание того, где именно эта точка расположена, – ни в этом мире, ни в вечной жизни. Поэтому в Коране не рассматривается этот вопрос, ведь в нем уделяется внимание тому, что важно. А важно – обратить внимание на Могущество и Мудрость Всевышнего Аллаха. Говорится, что Солнце – самый большой и яркий шар для нас. Он не появился сам по себе, он движется не сам по себе и не может существовать сам по себе. Его движение сквозь день и ночь происходит по Воле и разрешению Всевышнего Аллаха.
Ни одно из сомнений, выраженных выше, не касается текста Корана. Они появляются в связи с хадисом о том, что Солнце вскоре после захода направляется к местопребыванию под ‘Аршем, делает там саджда и просит позволения совершить следующий круг. И мы обсуждаем это здесь лишь потому, что этот хадис отсылает нас к этому аяту. Толкователи и знатоки хадиса по-разному отвечают на эти вопросы. Из явного смысла слов вытекает, что Солнце совершает саджда всего один раз за смену дня и ночи, после захода. Уважаемые ученые, которые рассматривали буквальный смысл аята, указывали на три вероятных толкования:
1. Имеется в виду заход солнца в большей части населенных областей, то есть тогда, когда солнце заходит для большей части населения Земли.
2. Имеется в виду заход солнца на экваторе.
3. Имеется в виду заход солнца на горизонте в Медине.
Так решается вопрос о понимании хадиса в связи с тем, что закаты и восходы происходят непрерывно по всей Земле, поскольку выделяется конкретный горизонт. Но самое ясное объяснение дал мой учитель, алляма Шаббир Ахмад Усмани, в книге «سجود الشمس» (Суджуд аш-шамс: земной поклон Солнца), и это объяснение подтверждает несколько ведущих толкователей.
Прежде чем приступить к объяснению, нужно понять общие принципы учений пророков и их толкований. Благородные пророки, мир им всем, и Писания, с которыми они приходят, призывают все творения Аллаха размышлять над тем, что сотворено на небесах и на земле. И на этом они строят свое доказательство существования Всевышнего Аллаха, Его Единственности, Знания и Могущества. Однако такие размышления, согласно Шариату, желательны лишь до определенной границы – пока того требуют мирские, социальные, и религиозные нужды – нужды следующей жизни. Сверх того не нужно погружаться в бессмысленное обдумывание пустых философствований и подлинной сути вещей. Ведь никакие ученые и философы не могут достичь истинного и совершенного знания природы вещей, хотя проводят всю жизнь в поиске этого знания. Что говорить о простом народе! Даже если предположить, что это может где-то потребоваться, такие знания не служат целям религии и не помогают получить что-то материально ценное. Так зачем вступать в ненужные споры? Очевидно, что они не принесут ничего, кроме потери прекрасных лет жизни и драгоценного здоровья.
Следует помнить, что для доказательства [существования Аллаха и Его атрибутов], которое изложено в Коране и в словах благородных пророков и отсылает к земным и небесным творениям и крупным изменениям, происходящим с ними, – для этого доказательства достаточно наблюдений и простого размышления. Не требуется никаких деталей из области философии и математики, о которых знают лишь специалисты, – доказательство строится не на этом, и не стоит рассуждать на эти темы. Почему так? Потому что вера во Всевышнего Аллаха и совершение дел в согласии с тем, что Он ниспослал, – обязанность каждого человека: грамотного и неграмотного, мужчины и женщины, горожанина и деревенского жителя, горца и островитянина. Поэтому учение пророков рассчитано на простого человека – на его восприятие, разум и понимание, чтобы ему не нужно было прибегать к помощи специалистов.
В качестве примера приведем то, как определяется время намазов, направление на Каабу, смена месяцев и лет. Все это можно вычислить математически. Но Шариат, вместо того чтобы опираться на математические данные, опирается на то, что видят простые люди, на простые наблюдения. Месяцы, годы и важные даты определяются по луне. Знание о том, появилась новая луна или нет, мы получаем через наблюдение – увидели люди новую луну на небе или нет. Так устанавливаются дни для поста и хаджа. Когда Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили, почему луна убывает и прибывает, исчезает и вновь появляется, ответ был дан в Коране: قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ («Скажи: Они определение времени для людей, и для хаджа» – сура «Аль-Бакара», 2:189). Иными словами, Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, было велено сказать, что все изменения, происходящие с луной, служат тому, чтобы люди могли определить начало месяцев, затем – числа месяцев, и определить дни хаджа. Такой ответ был и предупреждением о том, что их вопрос бессмысленный и бесцельный, ведь ни в этом мире, ни в ином им не принесет пользу подлинное знание о том, что происходит с луной. Людям следует спрашивать лишь о том, что касается их нужд в этом или ином мире.
Теперь давайте вернемся к нашей теме. Разве Всевышний Аллах, перечислив некоторые проявления Своего Могущества, не призвал людей уверовать? Вначале была упомянута земля: وَآيَةٌ لَّهُمُ الْأَرْضُ («И знамение для них – земля» – 33). Затем говорится о том, как дожди оживляют ее и на ней растут деревья и другие растения – и это может наблюдать каждый: أَحْيَيْنَاهَا وَأَخْرَجْنَا مِنْهَا حَبًّا («Мы оживили ее и вывели из нее зерно» – 33). Затем упоминается смена дня и ночи: وَآيَةٌ لَّهُمُ اللَّيْلُ («И знамение для них – ночь»). Потом говорится о планетах и звездах. И о солнце говорится:
وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَّهَا ۚ ذَٰلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ
(«И солнце быстро продвигается (течет) к своему месту отдыха. Таково установление Могущественного, Знающего» – 38). Подумайте об этом. Смысл в том, что солнце движется не само по себе, не по своей воле и не за счет своей силы. Напротив, оно подчинено Могущественному и Знающему, и двигается по определенной схеме, созданной Обладателем великого Знания и Могущества. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, на закате сообщил об этом Абу Зарру аль-Гифари. Он сказал, что солнце во время заката под ‘Аршем совершает саджда Всевышнему Аллаху и испрашивает у Него разрешения выйти на следующий круг. Получив разрешение, оно движется как обычно и утром восходит на востоке. На закате и восходе мир переживает преобразования из-за движения солнца. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выбрал это время, чтобы преподать людям важный урок: не следует считать, что солнце движется по своей воле и за счет собственной силы. Оно движется исключительно по Воле Всевышнего Аллаха и по Его дозволению. Каждый раз, когда оно восходит и садится, оно делает так по дозволению Всевышнего, и оно подчинено Его разрешению. Само движение по велению Всевышнего Аллаха названо саджда, земным поклоном перед Создателем. Это может называться саджда, ведь в Коране ясно сказано:
كُلٌّ قَدْ عَلِمَ صَلَاتَهُ وَتَسْبِيحَهُ
(«Каждое [из творений Аллаха] знает свою молитву [способ поклонения] и свой тасбих [способ восхваления Аллаха]» – сура «Ан-Нур», 24:41). Это значит, что все создания Аллаха поклоняются Ему и восхваляют Его, но у каждого творения – свой способ совершать это, и каждое творение ему обучено, подобно тому как люди обучены намазу и тасбиху. Поэтому неправильно считать, что Солнце в саджда касается лбом земли, как человек.
И, когда из Корана и Сунны выясняется, что Трон Аллаха, ‘Арш Рахмана, окружает все небеса, звезды и поверхности, становится очевидно, что Солнце всегда, в любое время и в любой точке, находится под ‘Аршем. И опыт показывает, что, когда солнце садится в одном месте, оно восходит в другом, то есть не бывает так, чтобы солнце находилось вне восхода или заката. Значит, солнце всегда находится под ‘Аршем и всегда восходит и садится. Следовательно, смысл хадиса в том, что Солнце на протяжении всей своей орбиты находится в состоянии земного поклона (саджда) под ‘Аршем пред Аллахом, то есть оно движется с Его позволения и по Его велению. И так будет продолжаться почти до Судного дня – пока не придет время для знамения о том, что Судный день очень близок. Тогда Солнце, вместо того чтобы начать новый круг, получит повеление возвращаться назад – и тогда оно взойдет на западе. В этом момент закроются двери тауба (покаяния) – и ни одно свидетельство веры (иман), и ни одно покаяние (тауба) больше не примутся.
Короче говоря, закат солнца, его прохождение под ‘Аршем, земной поклон там и испрашивание позволения в вышеприведенном хадисе сходны с другими притчевыми изречениями Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и апеллируют к обычному восприятию. Из хадиса совершенно не вытекает, что солнце делает земной поклон на какой-то поверхности, как человек, или что в его движении есть перерыв на время поклона, или что оно направляется в какое-то определенное место, совершая один поклон в сутки, или что оно проходит под ‘Аршем лишь после заката. Во время смены дня и ночи, когда люди видят, что солнце уходит от них, им в манере притчи объяснили, что происходит, – что Солнце движется под ‘Аршем, подчиняясь велению Аллаха, и у Солнца нет своих умений и сил. Итак, мединцы были убеждены, что сейчас солнце будет совершать саджда и просить позволения выйти на новый круг, – и это сообщение передавалось дальше, туда, где снова происходил закат, и там каждый вновь внимал этому уроку. Таким образом, истина в том, что в каждое мгновение своего движения по орбите солнце совершает саджда перед Аллахом и просит позволения продолжить движение – и ему для этого не нужно останавливаться.
В этом свете хадис вообще не вызывает вопросов – ни в связи с наблюдениями, ни в связи с астрономией, ни в связи с мнением Птолемея и Пифагора (мнение последнего подкрепляется новейшими исследованиями). В любом случае нет никаких сомнений и затруднений в понимании этого хадиса.
Теперь коснемся того, что совершить саджда и спросить разрешения, как говорится про солнце в хадисе, могут только живые существа, обладающие сознанием и разумом. Солнце и луна лишены жизни и сознания. Как же они могут совершить такие действия? Ответ уже дан в одном из аятов Корана:
وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهِ
(«И нет ничего, что не славило бы Его хвалой» – сура «Аль-Исра’», 17:44) (Комментарий см. «Ма’арифуль-Куран», английское издание, том V, сс. 506-510). Там говорится о том, что вещи, которые мы считаем лишенными жизни, чувств и сознания, на самом деле, имеют особые дух, жизнь, чувства и сознание. Однако их жизнь, чувства и сознание незначительны в сравнении с [жизнью, чувствами и сознанием] людей и животных, настолько незначительны, что их нельзя ощутить просто так. Но разум не может доказать их отсутствие, и об их отсутствии ничего не сказано в Откровении, напротив, в Благородном Коране подтверждается, что они обладают некой своей жизнью, разумом и сознанием, частично это подтверждается и последними научными исследованиями. والله سبحانه و تعالى اعلم Всевышний Аллах знает лучше.
Особое примечание
Из этих разъяснений Корана и Сунны установлено, что солнце и луна в движении и будут двигаться определенное, ограниченное, время. Это опровергает теорию, что солнце вообще не движется. О том же свидетельствуют научные открытия.
Следующий аят: وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتَّىٰ عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدِيمِ («И луне Мы определили отмеренные стоянки, пока она не станет (бледной, выгнутой и тонкой) как старая финиковая ветвь» – 36:39). Высохшая ветка финиковой пальмы, которая изгибается, как лук, называется «عرجون» (‘урджун).
Стоянки луны
Слово «منازل» (маназиль) – множественное число от «منزل» (манзиль). Оно означает место прибытия. Всевышний Аллах связал движение солнца и луны с отдельными точками, каждая из которых называется манзиль, или стоянка. Полный круг луны, который она проходит за месяц, включает тридцать или двадцать девять стоянок. Но, поскольку луна пропадает минимум на день каждый месяц, обычно считается, что стоянок всего двадцать восемь. Астрономы дали этим стоянкам имена в соответствии с названиями звезд, находящихся вблизи этих стоянок. Стоянки назывались так уже во времена арабской джахилии. Коран выше таких подробностей. В нем сообщается о том, как расстояния проходит луна в определенные дни.
Важные детали раскрываются к комментарии к суре «Юнус». О них можно почитать в «Ма’арифуль-Куран» (английское издание, том IV, сс. 515-520). В пятом аяте суры «Юнус» упоминаются стоянки и солнца, и луны: جَعَلَ الشَّمْسَ ضِيَاءً وَالْقَمَرَ نُورًا وَقَدَّرَهُ مَنَازِلَ («[Он Тот, Который] сделал солнце сиянием, а луну – светом, и определил для нее стоянки» – 10:5). Единственная разница между ними в том, что стоянки луны заметны глазу, а стоянки солнца определяются математически. Словамиحَتَّىٰ عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدِيمِ («пока она не станет (бледной, выгнутой и тонкой) как старая финиковая ветвь» – 36:39) описывается состояние луны в конце месяца, когда она идет на убыль, приобретая форму сухой старой ветки, изогнутой, как лук. Она сравнивается с сухой веткой финиковой пальмы, принимающей форму полумесяца, в соответствии с тем, что привычно и знакомо арабам.
В сороковом аяте говорится: وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ ( «и каждый плывет по орбите» – 40). Буквально слово «فلك» (фаляк) не означает небо. Оно означает орбиту, по которой движется звезда. Эти слова также появляются раньше, в суре «Аль-Анбия» (21:33). В нем говорится, что луна не содержится внутри некого неба, как предполагал Птолемей. Напротив, она движется по определенной орбите. Недавние исследования и полет на луну убедили в этом всех.
В сорок первом и сорок втором аятах говорится:
وَآيَةٌ لَّهُمْ أَنَّا حَمَلْنَا ذُرِّيَّتَهُمْ فِي الْفُلْكِ الْمَشْحُونِ ﴿٤١﴾ وَخَلَقْنَا لَهُم مِّن مِّثْلِهِ مَا يَرْكَبُونَ ﴿٤٢﴾
(«Мы перенесли их детей в переполненном ковчеге и создали для них похожие на него вещи, на которых они ездят»). Ранее перечислялись проявления Могущества и Мудрости Аллаха на земле и на небесах – в таком порядке. Теперь говорится о власти Аллаха над морем и тем, что с ним связано. Сказано, что Всевышний Аллах создал тяжело груженные корабли, которые могут плыть по поверхности воды и достигать отдаленных местностей, не будучи потопленными.
В аяте говорится о том, что «Мы перенесли их потомков в переполненном ковчеге», однако на ковчег взошли сами эти люди. Возможно, дети упоминаются потому, что они – большая ответственность для родителей, особенно когда необходимо уезжать. Таким образом, смысл аята в том, что не только они плыли на корабле, но и их дети, старики, их вещи. Ковчег перенес и людей, и их имущество. В следующем (42) аяте говорится:
خَلَقْنَا لَهُم مِّن مِّثْلِهِ مَا يَرْكَبُونَ
(«создали для них похожие на него вещи, на которых они ездят» – 36:42). В нем сообщается, что людям были даны не только лодки и корабли, которые переносят их и их имущество, но Всевышний Аллах создал для них и другие транспортные средства, подобные лодке. Арабы сочли, что имеются в виду верблюды, так как это было привычное для них средство передвижения, особенно учитывая, что караваны верблюдов перевозят вещи. Они переносят тяжелые грузы из страны в страну, поэтому арабы называли верблюдов кораблями земли.
Нет ничего удивительного в том, что в Коране подразумеваются самолеты!
Но очевидно, что в Коране здесь не говорится именно о верблюдах или о другом конкретном средстве передвижения. Сюда включены все средства перемещения для людей и вещей, вместе и раздельно, в нужное им место. В наше время, когда изобретен самолет, становится довольно ясно, что самолет в высшей степени подходит под описание Корана «من مثله» (мим-мислихи: похожие на него вещи). Это подтверждается сходством с лодкой или кораблем: как морской корабль плывет по поверхности воды и вода не топит его, так и самолет плывет или летит по воздуху и воздух не дает ему упасть вниз. Неудивительно, что слова в Коране «مِّن مِّثْلِهِ مَا يَرْكَبُونَ» (мим-мислихи ма яркабун: похожие на него вещи, на которых они ездят) неоднозначны, так что они охватывают все средства перевозки и передвижения, которые будут изобретены вплоть до Судного дня. А Всевышний Аллах знает лучше.