Куда попадут дети после смерти?

Дети верующих, которые не достигли совершеннолетия, будут среди обитателей Рая.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) сказал:

أطفال المؤمنين في جبل في الجنة يكفلهم إبراهيم وسارة حتى يردهم إلى آبائهم يوم القيامة

«Дети верующих будут находиться на горе в Раю, и о них будут заботиться Ибрахим и (его супруга) Сара, пока их не вернут своим родителям в День Воскрешения». (Ахмад, аль-Байхаки)

Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллаха) пишет в «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» (5/60):

فأما ولدان المؤمنين فلا خلاف بين العلماء كما حكاه القاضي أبو يعلى بن الفراء الحنبلي، عن الإمام أحمد أنه قال: لا يختلف فيهم أنهم من أهل الجنة. وهذا هو المشهور بين الناس، وهو الذي نقطع به إن شاء الله، عز وجل.

«Что касается детей верующих, то не существует разногласий по этому поводу, как об этом передает аль-Кади Абу Я’ля ибн аль-Фарра аль-Ханбали от имама Ахмада, который сказал: “Не существует разногласий в том, что (дети верующих) будут среди обитателей Рая”. И это известно среди людей, и это то, что мы утверждаем по воле Аллаха».

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Шарх Сахих Муслим» (16/207):

أَجْمَعَ مَنْ يُعْتَدُّ بِهِ مِنْ عُلَمَاءِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى أَنَّ مَنْ مَاتَ مِنْ أَطْفَالِ الْمُسْلِمِينَ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ لِأَنَّهُ لَيْسَ مُكَلَّفًا

«Единогласны ученые, что умерший ребенок верующих окажется среди обитателей Рая, ибо он не несет какой-либо ответственности (не является мукалляфом)».

Умершие дети являются теми, кто будет заступаться за своих родителей в Судный День.

Абу Хассан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды он сказал Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах): «У меня умерло два ребенка. Не расскажешь ли ты нам что-либо из того, что слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы успокоились наши души относительно наших умерших?» Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 صغارهم دعاميص الْجنَّة يتلَقَّى أحدهم أَبَاهُ أَو قَالَ أَبَوَيْهِ فَيَأْخُذ بِثَوْبِهِ أَو قَالَ بِيَدِهِ كَمَا آخذ أَنا بصنفة ثَوْبك هَذَا فَلَا يتناهى أَو قَالَ يَنْتَهِي حَتَّى يدْخلهُ الله وأباه الْجنَّة

“Их маленькие (дети) — райские бабочки, которые, встретив своего родителя или родителей, возьмут его за одежду или за руку, как я беру тебя за край одежды, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай!”» (Муслим)

Где окажутся умершие дети неверующих родителей?

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَأَمَّا أَطْفَالُ الْمُشْرِكِينَ فَفِيهِمْ ثَلَاثَةُ مَذَاهِبَ قال الْأَكْثَرُونَ هُمْ فِي النَّارِ تَبَعًا لِآبَائِهِمْ وَتَوَقَّفَتْ طَائِفَةٌ فِيهِمْ وَالثَّالِثُ وَهُوَ الصَّحِيحُ الَّذِي ذَهَبَ إِلَيْهِ الْمُحَقِّقُونَ أَنَّهُمْ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ وَيُسْتَدَلُّ لَهُ بِأَشْيَاءَ مِنْهَا حَدِيثُ إِبْرَاهِيمَ الْخَلِيلَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حِينَ رَآهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْجَنَّةِ وَحَوْلَهُ أَوْلَادُ النَّاسِ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَأَوْلَادُ الْمُشْرِكِينَ قَالَ وَأَوْلَادُ الْمُشْرِكِينَ رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ فِي صَحِيحِهِ وَمِنْهَا قَوْلُهُ تَعَالَى وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا وَلَا يَتَوَجَّهُ عَلَى الْمَوْلُودِ التَّكْلِيفِ وَيَلْزَمُهُ قَوْلُ الرَّسُولِ حَتَّى يَبْلُغَ وَهَذَا مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«Что касается детей многобожников, то ученые относительно них разделились на три мнения:
— Большинство ученых сказали, что они будут в Аду, следуя за своими родителями;
— Другая группа ученых воздержалась от какого-либо мнения;
— Ии третье мнение, — достоверное — за которым последовали ученые-мухаккики, это то, что дети многобожников будут среди обитателей Рая. И в качестве довода был приведен ряд доказательств, среди которых хадис, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел пророка Ибрахима (мир ему) в Раю в окружении детей. Его спросили: “О Посланник Аллаха! И детей многобожников?”, на что он ответил: “И детей многобожников”. Хадис приводит аль-Бухари в своем “Сахихе”.

В качестве доказательства приводятся слова Всевышнего Аллаха: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (Коран, 17:15). А также новорожденный не несет ответственности, пока не достигнет зрелости, согласно словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые приводят аль-Бухари и Муслим. А Аллаху известно лучше».

Похожие материалы