Вопрос:
Имеет ли право женщина отправляться в путь в одиночку либо с сыном, не достигшим совершеннолетия?
Ответ:
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Ответ можно разделить на две части.
1. Путешествие в одиночку.
Женщина не имеет права отправляться в путь ни на дальнее, ни на короткое расстояние без сопровождения мужа либо близкого родственника, брак с которым невозможен (махрам), за исключением путешествия для исполнения обязательного обряда хаджа, который она вправе совершить в сопровождении группы доверенных женщин.
Под путешествием подразумевается выход за пределы населённого пункта, в котором живёт женщина, его границей является последнее жилое строение при выезде из него.
Шейх уль-Ислам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал об этом в толковании к сборнику хадисов имама Муслима (да смилуется над ним Аллах) «Шарх Сахих Муслим» (9/103):
أن كل ما يسمى سفراً تنهى عنه المرأة بغير زوج أو محرم، سواء كان ثلاثة أيام أو يومين، أو يوماً، أو بريداً، أو غير ذلك، لرواية ابن عباس المطلقة، وهي آخر روايات مسلم السابقة: “لا تسافر المرأة إلا مع ذي محرم” وهذا يتناول جميع ما يسمى سفراً. والله أعلم.
«Женщине запрещено отправляться в путь на любое расстояние без мужа либо близкого родственника, брак с которым невозможен, будь это трёхдневный, двухдневный, однодневный либо полудневный путь (барид), по причине общего запрета, который имеется в хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) в сборнике имама Муслима (да смилуется над ним Аллах): “Женщина не отправляется в путь без сопровождения близкого родственника, брак с которым невозможен (махрам)!” Данный запрет подразумевает путешествие на любое [расстояние]. А Аллах знает лучше!»
Подобный запрет высказал также шафиитский учёный Зайнуддин аль-Малибари (ум. в 987 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Фатхуль-муин»:
ﻭﺷﺮﻁ ﻟﻠﻮﺟﻮﺏ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﺮﺃﺓ ﻣﻊ ﻣﺎ ﺫﻛﺮ ﺃﻥ ﻳﺨﺮﺝ ﻣﻌﻬﺎ ﻣﺤﺮﻡ ﺃﻭ ﺯﻭﺝ ﺃﻭ ﻧﺴﻮﺓ ﺛﻘﺎﺕ ﻭﻟﻮ ﺇﻣﺎء ﻭﺫﻟﻚ ﻟﺤﺮﻣﺔ ﺳﻔﺮﻫﺎ ﻭﺣﺪﻫﺎ ﻭﺇﻥ ﻗﺼﺮ ﺃﻭ ﻛﺎﻧﺖ ﻓﻲ ﻗﺎﻓﻠﺔ ﻋﻈﻴﻤﺔ ﻭﻟﻬﺎ ﺑﻼ ﻭﺟﻮﺏ ﺃﻥ ﺗﺨﺮﺝ ﻣﻊ اﻣﺮﺃﺓ ﺛﻘﺔ ﻷﺩاء ﻓﺮﺽ اﻹﺳﻼﻡ ﻭﻟﻴﺲ ﻟﻬﺎ اﻟﺨﺮﻭﺝ ﻟﺘﻄﻮﻉ ﻭﻟﻮ ﻣﻊ ﻧﺴﻮﺓ ﻛﺜﻴﺮﺓ ﻭﺇﻥ ﻗﺼﺮ اﻝﺳﻔﺮ ﺃﻭ ﻛﺎﻧﺖ ﺷﻮﻫﺎء
«Одним из условий обязательности совершения паломничества для женщины является выход в путь вместе с близким родственником, брак с которым невозможен, с мужем либо с группой доверенных женщин, даже если они невольницы. Это по причине запрета на путешествие в одиночку, даже если путь короткий или караван большой.
Ей дозволено, но не обязательно, отправиться в путь с доверенными женщинами для исполнения обязательных элементов Ислама, и ей недозволен выход в путь для исполнения желательного хаджа, даже с большой группой доверенных женщин, даже если путь короткий или женщина некрасива».
2. Путешествие с сыном, не достигшим совершеннолетия.
Что касается путешествия в сопровождении сына, не достигшего совершеннолетия, то оно дозволено, если он уже находится в возрасте, близком к совершеннолетию (около 15 лет), когда поллюция вот-вот может начаться.
В энциклопедии фикха «Мавсу’ат аль-Фикхийа» (36/340) сказано:
ذهب الحنفية والشافعية وهو الظاهر من مذهب المالكية: إلى اعتبار المراهق كالبالغ الذي لا يجوز للمرأة السفر إلا برفقته إن كان من محارمها. وَخَالَفَ فِي ذَلِكَ الْحَنَابِلَةُ فَاشْتَرَطُوا أَنْ يَكُونَ الْمَحْرَمُ بَالِغًا عَاقِلاً
«Ханафиты и шафииты, а также маликиты, согласно наиболее весомому (захир) мнению в их мазхабе, посчитали, что если мурахик (см. далее) относится к числу близких родственников, брак с которыми невозможен, то он рассматривается как совершеннолетний в вопросе запретности путешествия для женщины без его сопровождения. Ханбалиты выдвинули эти критерии – совершеннолетие и умственная полноценность – как необходимые условия для сопровождения близким родственником».
Имам Зайнуддин аль-Малибари (да смилуется над ним Аллах) разъяснил в «Фатх уль-муин» значение термина «мурахик»:
وهو من قارب الاحتلام باعتبار غالب سنه وهو قريب خمس عشرة سنة
«Это возраст, близкий к моменту, когда у юноши обычно начинается поллюция, то есть около 15 лет».
А Аллах знает лучше!