Пост в месяц Шаабан

Вопрос: Можно ли поститься в месяц шаабан и, если да, то какие дни поститься нельзя?

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха.

Поститься полностью или частично в месяц шаабан дозволено в Шариате, о чем свидетельствует хадис от имама Муслима:

كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился в месяце шабан полностью»[1].

Однако есть исключения, которые касаются поста во второй половине месяца, так как это запрещено в Шариате, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

إِذَا بَقِيَ نِصْفٌ مِنْ شَعْبَانَ فَلَا تَصُومُوا

«Не поститесь, когда наступит вторая половина месяца шаабан»[2].

Однако пост в определенных случаях разрешен, несмотря на этот запрет:

  • Если человек привык поститься в определенные дни, например, по понедельникам и четвергам, или держать пост в «белые» дни (13, 14, 15 числа каждого лунного месяца). В этом случае он может продолжить поститься как обычно.
  • Если человек начал поститься с начала месяца шаабан, например, постясь в первой половине месяца и продолжив поститься во второй.
  • Если человек намерен восполнить пропущенные посты (например, обязательный пост, пост по обету или искупительный пост).

Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ذه الأحاديث لا تنافي الحديث المحرم لصوم ما بعد النصف من شعبان؛ لأن محل الحرمة فيمن صام بعد النصف ولم يصله؛ ومحل الجواز بل الندب فيمن صام قبل النصف وترك بعد النصف أو استمر؛ لكن وصل صومه بصوم يوم النصف؛ أو لم يصله وصام لنحو قضاء أو نذر أو ورد

«Эти хадисы не противоречат хадису, в котором передается запрет поститься в остальную часть шаабана, потому что он касается тех, кто постится после первой половины этого месяца, и тех кто не соединяет пост с первой половиной месяца. Дозволено и даже желательно поститься тем, кто постился до половины месяца шаабан, а после оставил пост или продолжил его, но при этом соединил свой пост с постом в день половины месяца; не соединил, но постился по какой-либо причине, например, если он возмещал пост или постился по обету или в качестве вирда»[3].

И Аллаху известно лучше.

Источник: aliftaa.jo

[1] Аль-Бухари; Муслим.

[2] Ат-Тирмизи с хорошим иснадом.

[3] «Фатава аль-фикхия аль-кубра» (2/82).

Похожие материалы