Вопрос:
Каково Шариатское решение (хукм) относительно смешения полов между родственниками, не являющимися махрамами друг другу, когда проводятся семейные встречи, где собираются все родственники (например, двоюродные братья и сестры) с супругами?
Ответ:
Вся хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.
Итак, смешение мужчин и женщин, не являющихся друг для друга махрамами, является запрещенным (харам), если оно заключается в собрании людей (разных полов) в одном месте без соблюдения установленных Шариатом правил: если там имеют место физические контакты между полами, отсутствие стыдливости и приличия в одежде или речи, открытие аурата, наличие запрещенного уединения, отсутствие опускания взгляда или недостойные шутки и пустословие.
Что касается собраний по дозволенным поводам с соблюдением Шариатских норм, то в этом нет ничего плохого, однако и мужчинам и женщинам следует придерживаться следующих правил:
1. Не должно быть запрещенного уединения между мужчиной и женщиной, которые не являются друг другу махрамами, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ فَإِنَّ ثَالِثَهُمَا الشَّيْطَانُ
«Пусть не уединяется мужчина с женщиной, поистине, третий среди них — это шайтан»[1].
2. Обоим собеседникам следует избегать излишних взглядов друг на друга. Так как Всевышний Аллах сказал:
قُل لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ
«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть)»[2], а также:
وَقُل لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ
«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть)»[3].
3. Обе стороны обязаны соблюдать нормы приличия и прикрывать те части тела, которые недопустимо показывать (аурат), как указал Всевышний Аллах:
وَلاَ يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ
«Пусть они не выставляют напоказ свои украшения»[4].
А также:
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ
«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу»[5].
4. Необходимо избегать шуток, флирта и ласковости в речи, выходящих за пределы принятых норм общения. Аллах приказал это в следующем аяте:
إِنِ اتَّقَيْتُنَّ فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ
«Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко (с посторонними мужчинами), чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь (лицемерие)»[6].
Согласно Шариату женщине разрешено посещать коллективные молитвы и праздничные намазы (в дни Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха), ей дозволено совершать таваф (обход вокруг Каабы) и са’ю (прохождение между холмами Сафа и Марва) во время умры и хаджа. Также она может участвовать в торговле, арендных или иных финансовых сделках, быть свидетелем при договорах, а также сопровождать войско для оказания медицинской помощи. Все эти ситуации предполагают взаимодействие между мужчинами и женщинами, однако данный факт не делает эти ситуации запрещенными и не аннулирует дозволенность этих дел.
Шейх аль-Ислам, имам ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ومَن أطلق المنع من الزيارة خوف ذلك الاختلاط؛ يلزمه إطلاق منع نحو الطواف والرَّمَل بل والوقوف بعرفة أو مزدلفة والرمي إذا خشي الاختلاط أو نحوه، فلما لم يمنع الأئمة شيئاً من ذلك مع أن فيه اختلاطاً أيّ اختلاط، وإنما منعوا نفس الاختلاط لا غير فكذلك هنا، ولا تغترَّ بخلاف من أنكر الزيارة خشية الاختلاط؛ فإنه يتعيَّن حمل كلامه على ما فصلناه وقررناه، وإلا لم يكن له وجه
«Тот, кто запрещает посещение (родственников и т.п.) из страха перед смешением полов, должен тогда запретить и таваф, и рамль (быстрый шаг во время обхода вокруг Каабы), и стояние на Арафате или в Муздалифе, и бросание камней (джамарат), если есть опасность смешения. Но ученые не запрещали эти виды поклонения, при этом понимая возможность смешения мужчин и женщин во время их выполнения. Следовательно, недозволенным является не само по себе смешение людей (разного пола), а недопустимые формы этого взаимодействия. Не стоит обманываться мнением тех, кто отвергает дозволенность по причине страха из-за смешения полов — их слова следует понимать в контексте, который мы здесь разъяснили, иначе данная позиция теряет обоснованность»[7].
В целом, если соблюдаются Шариатские нормы и правила, указанные выше, то подобное собрание мужчин и женщин не является запрещенным. А Аллах знает лучше.
Источник: aliftaa.jo
[1] Ат-Тирмизи.
[2] Коран, 24:30.
[3] Коран, 24:31.
[4] Коран, 24:31.
[5] Коран, 33:53.
[6] Коран, 33:32.
[7] «Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра», 2/24.




