От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا تَباغَضُوا، ولا تَحاسَدوا، ولا تَدابَروا، وكونوا عبادَ الله إخوانًا، ولا يحلُّ لمسلم أن يَهْجُرَ أخاه فوقَ ثلاثةِ أيام
«Не гневайтесь, не завидуйте и не отворачивайтесь друг от друга, будьте же, рабы Аллаха, братьями, не дозволяется мусульманину быть в ссоре со своим братом больше трёх дней». (Аль-Бухари, 6065; Муслим, 2558)
От Абу Аюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا يحلُّ لرجل أن يَهجُرَ أخاه فوقَ ثلاثِ ليال، يلتقيان: فيُعرِضُ هذا ويُعرِضُ هذا، وخيرُهما الذي يبدأُ بالسّلام.
«Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом [по вере] на срок, превышающий три дня, [в течение которых] они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует (скажет салям) другого». (Аль-Бухари, 6077; Муслим, 2560)
Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) в труде «Шарх Сахих Муслим» (16/117) сказал:
فيه دليلٌ لمذهب الشافعيِّ ومالكٍ ومَن وافقَهما: أنّ السلامَ يقطعُ الهِجرةَ ويَرفع الإثمَ فيها ويُزيلُه. وقال أحمدُ وابنُ القاسم المالكيّ: إن كان يُؤذِيه لم يَقطَعِ السلامُ هجرتَه. قال أصحابُنا: ولو كاتبَه أو راسَلَه عندَ غيبتِه عنه هل يزولُ إثمُ الهجرة؟ وفيه وجهان؛ أحدُهما: لا يزول؛ لأنه لم يُكَلِّمْه. وأصحُّهما: يَزولُ لزَوالِ الوَحشة، والله أعلم
«В этом есть довод в пользу аш-Шафии, Малика и тех, чья позиция совпала с ними: приветствие (салям) прекращает ссору, тем самым прекращая пребывание в грехе по этой причине. Ахмад и ибн Касим аль-Малики сказали: “Если он причинял ему боль, то одно лишь приветствие не прекращает ссору с ним”. Наши учёные сказали: “Если человек пошлёт письмо тому, с кем поссорился, прекращает ли это совершение прегрешения из-за ссоры? На этот счёт существует два мнения: первое заключается в том, что не прекращает, поскольку между ними не состоялся разговор; согласно же более достоверному из мнений, прекращает по причине ухода неприязни. А Аллах знает лучше”».
От Хишама ибн Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا يحلُّ لمسلم أن يَهجُرَ مسلمًا فوقَ ثلاثِ ليال، فإنهما ناكِبان [مائلان] عنِ الحقِّ ما دامَا على صِرامِهما [هَجرِهما وانقطاعِهما]، وأوّلُهما فَيْئًا [رجوعًا] يكون سَبْقُه بالفَيءِ كفارًة له، وإن سَلَّمَ فلم يَقبَلْ ورَدَّ عليه سلامَه رَدَّتْ عليه الملائكة، ورَدَّ على الآخرِ الشّيطان، وإن ماتَا على صِرامِهما لم يَدْخُلَا الجنةَ جميعًا أبدًا
«Не дозволяется мужчине быть в ссоре со своим братом больше трёх дней. Поистине, они оба далеки от истины, пока находятся в ссоре, и кто первым из них пойдёт на примирение, для того это будет искуплением, и если он поприветствует, а второй не примет и не ответит ему на приветствие (салям), то первому ответят ангелы, а второму ответит шайтан. Если же они оба умрут, будучи в ссоре, то никто из них не войдёт в Рай». (Ахмад, «Муснад», 16258; Аль-Бухари, «Адабуль Муфрад», 402)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
تُفتَحُ أبوابُ الجنة يومَ الإثنَين ويومَ الخميس، فيُغفَرُ لكلِّ عبدٍ لا يُشرِكُ بالله شيئًا، إلّا رجلًا كانت بينه وبين أخيه شَحْناء، فيُقال: أَنْظِرُوا [أي: أخِّروا] هذَين حتى يصطَلِحَا، أَنْظِرُوا هذَين حتى يصطَلِحَا، أَنْظِروا هذَين حتى يصطَلِحا.
«Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются (грехи) каждому рабу, не поклонявшемуся ничему наряду с Аллахом, за исключением человека, которого ненависть разделяла с его братом, и тогда произносятся слова: “Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом! Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом!”». (Муслим, 1568)
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг.х.) сказал в своей книге «Аз-Заваджир» (2/67), перечисляя большие грехи:
التهاجُرُ بأن يَهجُرَ أخاه المسلمَ فوقَ ثلاثة أيام لغيرِ غَرَضٍ شرعيّ، والتدابرُ وهو: الإعراضُ عن المسلم بأن يَلْقاه فيُعرِضَ عنه بوَجهه، والتَّشاحُنُ وهو: تغيُّـرُ القلوب المؤدِّي إلى أحدِ ذَينِك
«Тахаджур (ссора) – это покидание своего брата (размолвка с ним) более, чем на три дня, без шариатской причины. Тадабур (отворачиваться) – это отворачивание лица от мусульманина при встрече. Ташахун (злоба/ненависть) – это изменение сердец, приводящее к одному из двух: тахаджуру или тадабуру».
О мусульмане, о требующие знания, давайте же воспользуемся этими благословенными днями для примирения с теми, с кем у нас была ссора, будь это наши отцы, близкие, соседи, жёны, друзья и наши братья, остерегаясь того, от чего Всевышний предостерёг, и повинуясь тому, что Он повелел, войдя тем самым в среду исламского братства и шариатского благословления, отдаляясь от дружбы проклятого шайтана, прося тем самым прощения за наши грехи и спешного вхождения в Рай нашего Господа.
Если они живут с вами в одном городе, поспешите посетить их, смягчить отношения и устранить злобу между вами, если же они далеко от вас, поспешите связаться с ними по телефону, электронной почте либо в общих группах социальной сети, чтоб устранить неприязнь между вами, чтобы вы делали друг за друга дуа, будучи заняты в этих группах чем-то благим из того, что любимо Всевышнему Аллаху, вместо всяких пустых разговоров и того, чем Аллах недоволен, чтобы вы были лучшим примером для людей, соревнующихся в благом, поступающих в соответствии знаниями и обучающихся.