Сообщается от Абдуллаха ибн Бишра аль-Гъанави (да будет доволен Аллах им и его отцом), от его отца, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
لتفتحن القسطنطينية، فلَنِعْمَ الأمير أميرها، ولَنِعْمَ الجيش ذلك الجيش
«Константинополь непременно будет завоеван, и как же прекрасен тот предводитель, который завоюет его, и как же прекрасно то войско, что завоюет его!» (Этот хадис передают аль-Бухари в книге «Тарихуль кабир» (2/81), Ахмад ибн Ханбаль в своем «Муснаде» (4/335), ат-Табарани (2/38), аль-Хаким (4/422), сказав, что иснад этого хадиса достоверен).
Если скажут: «Мы знаем, что Константинополь завоевал султан Мухаммад Аль-Фатих (да помилует его Аллах), и не оспариваем сей факт. Но каковы доказательства того, что он был приверженцем матуридитской акыды?» то:
- Первое доказательство: «Акыда ан-Нуния», которую относят к султану Мухаммаду аль-Фатиху. Султан Мухаммад аль-Фатих попросил Шейхуль-Исляма Худари Бека аль-Матуриди аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) написать для него книгу по акыде, и Шейхуль-Ислям написал для него «Аль-Къасидату-н-нуния». Эта книга написана в стихотворной форме согласно методологии матуридитов и является стихотворным сокращением книги «Акыдату-н-Насафия», в ней более 100 куплетов. Автор написал ее за две ночи.
- Второе доказательство: султан Мухаммад аль-Фатих присвоил шейху Шамсуддину Ахмаду ибн Мусе Аль-Хаяли аль-Матуриди (да смилуется над ним Аллах) титул «Шейхуль-Ислям». Из его книг: «Шарху Джавахируль ‘Акаид» на Касиду ан-Нуния», хашия на «Шарх Таджридуль Акаид аль-Адудия» Шарифа аль-Джурджани, — известнейший хашият на «Шархуль ‘Акаид Ан-Насафия», который был подарен визирю султана Мухаммада аль-Фатиха. Мог ли султан Мухаммад аль-Фатих присвоить такой титул тому, кто не исповедовал и не придерживался одинаковых с ним взглядов?
- Третье доказательство: учителем по Корану, Сунне и остальным предметам султана Мухаммада аль-Фатиха был шейх Акъа Шамсуддин аль-Матуриди ас-Суфий (да смилуется над ним Аллах). Он сопровождал его при завоевании Константинополя. Султан Мухаммад аль-Фатих возвеличивал своего шейха, не разлучался с ним и не противоречил ему.
- Четвертое доказательство: Османское государство с момента его основания и до своего падения исповедовало убеждения ашаритов и матуридитов, придерживалось ханафитского мазхаба и никогда не выходило за рамки этих школ.