Вопрос: Надеюсь на разъяснение – убеждены ли Ахлю Сунна ва ль-Джамаа в непогрешимости Ахлюль-Бейт?
Ответ: Убеждения Ахлю Сунны валь-Джамаа заключаются в том, что нет среди людей непогрешимых, кроме пророков и посланников (мир им), а что касается членов пречистого семейства Пророка (Ахлюль-Бейт), а также сподвижников, учёных и приближённых к Аллаху людей (авлия), то ни один из них не является непогрешимым в той степени, в какой непогрешимы пророки, несмотря на степень их познаний и поклонения. От каждого из них принимаются слова и отвергаются согласно соответствию Шариату (Корану и Сунне) и несоответствию ему.
Имам ан-Насафи сказал в своём труде «Акыда ан-Насафия»: «Вали (приближённый к Аллаху) не достигает уровня пророков в принципе». Толкователь этого матна имам ат-Тафтазани сказал: «Потому что пророки защищены от грехов, сохранены от страха перед плохим концом, удостоены откровением, видением ангела. Им было велено доводить решения (ахкамы) и наставлять людей, и они обладают совершенными качествами».
Пророки и посланники защищены от совершения греха и ошибки в доведении того, что им было велено довести, согласно единогласному мнению мусульман (иджма). Тот, кто утверждает, что непогрешимость свойственна кому-либо другому (помимо пророков), должен привести доказательство. Такой человек никогда не найдёт правильного пути.
Достоверная история подтверждает, что сами имамы из числа Ахлюль-Бейт и их глава, наш господин Али (да будет доволен им Аллах), не повелевали другим следовать именно за Ахлюль-Бейт помимо других муджтахидов. И никто из них не возражал другим муджтахидам, которые расходились с ними во мнениях, а также не говорил, что такой-то считает себя непогрешимым, и необходимо следовать его мнению и отказаться от того, что противоречит ему.
И то, что исходит от них (Ахлюль-Бейт) – Шариат, которому следуют. Однако они были подобны другим муджтахидам, которые извлекали решения (ахкамы), и выносили они эти решения в соответствии с тайнами Шариата, что открыл для них Всевышний Аллах. Порой они были правы, а порой ошибались.
Да, приближённые к Аллаху люди (авлия), будь они из числа Ахлюль-Бейт или из другой группы, защищены только в том смысле, что они впадают в грех лишь изредка, а если же они совершили грех, то не упорствуют в нём, а напротив, спешат к покаянию (тауба) в отличие от простых людей.
Сказано в «Тухфат-уль-Мухтадж» (9/83): «Аль-Кушайри сказал: “Условием приближённости человека к Аллаху (степень вали) является сохранность (хифз) от грехов подобно тому, как условием степени пророка является безгрешность (исмат). Каждый, против кого выступает Шариат, обманут и обольщён”. Тут имеется в виду, что когда вали в редких случаях совершает нечто, противоречащее Шариату, то он тут же спешит отстраниться от него (покаяться). Но здесь не имеется в виду, что несовершение им чего-то противоречащего Шариату невозможно в принципе».
А Ахлю Сунна ва ль-Джамаа, и хвала Аллаху за это, являются теми людьми, которые сильно почитают и любят Ахлюль-Бейт. Если человек ознакомится с биографиями учёных Ахлю Сунна и увидит, сколько было составлено праведными учёными книг, сочинений, поэтических произведений, сборников, в которых описывались возвеличивание и любовь к Ахлюль-Бейт, то поймёт истинность этого утверждения.
Однако наши учёные (да будет доволен ими Аллах) проявили почитание и любовь, соблюдая правила Шариата и его постановления. В целом, эти постановления приводят к тому, что такое качество, как непогрешимость, касается только Пророков и Посланников.