Ислам и секуляризм

Секуляристы расхваливают христианство за то, что это единственная из конфессий, приведшая к забвению религии в целом. Так, секулярист Айман Абдуррасул[1] приводит слова Марселя Гоше[2]: «Только христианство смогло занять место в истории в качестве «конфессии, оставившей религию»». Безусловно, что секуляристы желают и Исламу подобного состояния, а его достижение они называют современным переосмыслением нашей религии. Этим они хотят пересмотреть по-новому положения Ислама, чтобы он дошел до состояния западного христианства. Все это ради одной цели – вырваться из оков принадлежности к какой-либо религии вообще. По этой причине можно наблюдать их радость и восторг при виде цитат, подобных словам Аймана Абдуррасула. Впрочем, данный человек излишен в лукавстве, когда говорит, что секуляризм – это просто направление в познании и путь донесения этого познания людям. Он заявляет, что секуляризм – это исключительно метод научного познания, в то время как он забывает о том, что важнейшей основой секуляризма, как ранее об этом он лично высказался, является эпистемологический релятивизм[3], утверждающей отсутствие абсолютной истины. Подобное высказывание и представляет собой некую идеологию. Более того, еще одной из основ секуляризма является отделение религии от общественной жизни. Разве это просто методология? Или же это идеологическая позиция?

Попытка секуляристов представить себя как объективных исследователей – это не что иное, как непрекращающиеся умалчивание и притворство. Но вместе с тем от нас не скроются избранные ими методологическая направленность и идеологический подход. Они всеми силами и средствами хотят убедить народ [в своей правоте], представ в виде идеального знания, желающего занять место Божественного Откровения.

Их теория предполагает отсутствие различий между божественными религиями и язычеством. Так, секулярист Айман Абдуррасул пишет: «В любом из обществ религии представляют собой лишь традицию, поэтому нам не следует их отличать друг от друга. Касательно же их классификации на божественные и языческие существует теологический предвзятый вброс, формирующий необходимую двойственность». Принцип, по которому секуляристы не делят религии на божественные и языческие исходит из непринятия ими божественной природы религий, непринятия того, что подразумевается под религиями Откровений, которые не являются для них сакральными, а, напротив, они представляются им простым притязанием или [вообще] социальным конструктом.

Айман Абдуррасул стремится исполнить грандиозную и важную в его видении вещь – секуляризацию Ислама. Он открыто пишет об этом: «Проблематика Ислама и секуляризма, а также дискуссии, которую мы ведем, порождают множество спорных тезисов в понимании секулярного Ислама. Наша основная задача на сегодняшний день – это секуляризация Ислама. Потому же, засучив рукава, секуляризируй Ислам на пределе своих возможностей. Только не плачь как девушка, если какой-либо мусульманин, обвинит тебя в неверии, сказав, что ты перешел границы однозначно известных положений Ислама либо вообще отверг очевидные и единогласные постулаты веры. Несомненно, если тебе скажут подобное, не надо возвращаться к прежнему, посчитав себя объективным и беспристрастным исследователем, желающим познать истину. Ведь одной из черт секуляризма является смелость и резкость в выражении».

Именно поэтому секулярист Айман Абдуррасул убежден, что термины «халиф», «имам», «султан» говорят об ограниченности и недальновидности, так как он отрицает какую-либо связь Ислама с политикой, пытаясь повторить попытку Али Абдурразака[4] еще в прошлом веке отвергнуть основы политического устройства Ислама. Тем самым он призывает всех к исполнению задачи, поставленной Али Абдурразаком, начавшим ее, но незавершившим.

Секулярист Айман Абдуррасул противоборствует призывам возвращения к практическому применению положений Шариата, утверждая, что Шариат сформировался, как результат исторического развития людей того периода, а также работы правоведов, желавших «осветить себя божественным качеством». В этом отношении он проявляет схожесть с востоковедческим видением этого вопроса, подобно Гольдциеру и Шахту и др. Итак, Айман Абдуррасул утверждает, что Шариат исходил от личных судейских суждений, не основываясь на Коране, как на это претендуют исламские правоведы. То есть он убежден в том, что Шариат такой же земной закон, как и остальные западноевропейские законодательные системы. [Именно поэтому] секуляристы испытывают особые чувства по отношению к Имаму Шафии, как к основоположнику исламского права и его основ, которыми были восхищены исламские ученые всех времен. Но это [в представлении секуляристов] является ключевым местом для противоречий, а также унижения и критики. Поэтому они [пытаются дискредитировать личность] Имама Шафии, настраивая народ против него. Можно наблюдать, как некоторые из них называют его ксенофобом – неприятелем персов и других народностей. Тем самым, как они считают, это сказалось на его мазхабе. Но, по сути, они просто завидуют Имаму Шафии за те основы, которые он заложил [в развитие исламских наук]. Они видят в этом серьезную преграду, препятствующую им искажению религии Аллаха и представлению ее в качестве исключительно набора личных мнений. Поэтому они полны усердия в своих нападках на наследие Имама Шафии и других великих ученых.

[В итоге], Айман Абдуррасул, будучи [в духовном] упадке и погубленным секулярностью, бесстыдно заявляет, что Коран был составлен, исходя из исторических условий своего периода, а его автор был ограничен временны́м дискурсом. По этой причине секуляристы не считают нужным подчиняться его повелениям [в наше время].

Таким образом, секуляристы отрицают религию Аллаха. Они даже презирают ее! В их «желании» помочь мусульманам понимать Коран видится лишь ложь и притворство. Но, по сути, их притязания вызывают только смех из-за наличия в них той низости, безнравственности и интеллектуального упадка, к которым они пришли.

[1] Айман Абдуррасул (09.01.1975) – египетский писатель и публицист. Руководил «египетским центром по изучению гражданства и религиозной ситуации». Придерживается секуляристких, антиисламских взглядов.

[2] Марсель Гоше (род. 1946) – французский историк и социолог.

[3] Эпистемологический релятивизм – концепция, согласно которой в научном познании царит и должен царить плюрализм мнений, школ, точек зрений.

[4] Али Абдураззак (1886-1966) – выпускник аль-Азхара и Оксфорда. Призывал к отделению религии от государства, отрицал наличие в Исламе определенной, утвержденной формы государственного правления. Самый известный труд «Аль-Ислям ва усуль аль-хукм».

Похожие материалы