Skip to main content
 

Как правильно понимать слова: «Позиция ранних ученых (саляф) – более безопасная, а позиция поздних ученых (халяф) – более информативная»

mazhabsalaf.jpg
Многие люди думают, что выражение: «Позиция ранних ученых (саляф) – более безопасная, а позиция поздних ученых (халяф) – более информативная», – якобы говорит о том, что поздние учёные лучше знают религию, нежели праведные предшественники, и что в этих словах принижается достоинство ранних ученых и их словно порицают. Это, конечно же, не так, не это имеется в виду. Более того, они хотели отметить, что праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах) знали, что тексты об атрибутах Аллаха несут правильный смысл, подобающий Аллаху, Свят Он и Велик. А то, что может указывать на буквальный смысл текста (в данном случае на качества творений), не может быть принято, ведь у этих слов есть истинные значения, достойные Всевышнего, и это могут быть обороты, устоявшиеся в арабском языке и встречаемые в речи Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И праведные предшественники знали, что однозначное утверждение одного из допустимых и правильных значений в отношении атрибута Аллаха – самодеятельность и излишне (то есть человек будет думать о ненужном), поэтому позиция ранних ученых – ничего не говорить про толкование атрибутов (т. е. не утверждать однозначно какое-то конкретное значение атрибута Всевышнего), так как это сохраняет разум от ненужных мыслей. Поэтому было сказано: «Позиция ранних ученых (саляф) – более безопасная».
        
Несмотря на то, что ранние ученые толковали Коран аят за аятом, отсутствуют свидетельства, что они объясняли тексты об атрибутах Аллаха, буквальное значение которых говорит об уподоблении Всевышнего творениям (например, когда используют слово «йад» в буквальном смысле). Именно поэтому антропоморфисты, приписывающие Аллаху тело, выбирая из всех смыслов самое неподобающее, крайне обделены знанием.
 
Более ранние ученые понимали, что в арабском языке у слова «йад» есть много значений: например, сила, власть, милость, – и все их можно использовать при описании Всевышнего Аллаха. Однако антропоморфисты отказались от всех этих значений и ухватились за буквальное понимание, то есть за значение «часть тела». А потому они уподобляют Аллаха творениям и утверждают, что у Него есть тело. Они говорят: ««Йад» нужно понимать в буквальном значении. Разве у этого слова есть иное буквальное значение, кроме обозначения органа, имеющего длину, ширину, объем, границы в пространстве, и являющегося частью тела?!» То же самое они проделали и с объяснением других атрибутов Аллаха: «сак», «джанб», «ваджх» и т. д. Кто обратится к книгам по толкованию Корана и хадисов, тот узнает об этом.
 
Что касается поздних ученых, то они, соглашаясь с праведными предшественниками (саляф) насчет отрицания буквальных смыслов рассматриваемых аятов, не молчат, как праведные предшественники. Ведь праведные предшественники жили во время покорности и принятия сказанного, когда о Всевышнем Аллахе не говорили неподобающе. В то время не было нужды прибегать к глубоким логическим доводам и объяснениям Божественных качеств, хотя они точно знали, что присуще Аллаху, а что недопустимо исповедовать в отношении Него. Они верили в то, что «нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий и Видящий» (сура «Аш-Шура», 11 аят). Последующие же поколения столкнулись со многими нововведениями в убеждениях с появлением таких сект, как мутазилиты, джахмиты, опустошители атрибутов. Именно поэтому поздние ученые, продолжая путь праведных предшественников, были вынуждены отстаивать истину и опровергать ложь, используя научные доводы, логику и рациональные доказательства, которые заставляют заблудших умолкнуть. Такой подход коснулся не только науки о вероубеждении (акыда), но и других научных областей, до того как они стали ремеслом.
 
Из этого следует, что сказавший: «Позиция поздних ученых (халяф) – более информативная», – имел в виду, что разработка метода, при помощи которого можно опровергнуть ложь сторонников новшеств, и сбор доказательств против них – это истинная цель.
 
Шейх Такиюддин ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не дозволено полагать, что поздние учёные знали больше, чем праведные предшественники, как сказали некоторые глупцы, которые не познали достоинства праведных предков. Более того, они не познали Аллаха, и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), и тех, кто уверовал в него должным образом – в том, что позиция праведных предшественников более безопасна для религии, а позиция поздних ученых более информативна. Если же эти слова встречаются у некоторых ученых, то там может иметься в виду правильный смысл» («Маджмуа аль-фатава»).
 
Хафиз, шейх аль-Ислам Ибн Хаджар Аскаляни пояснил это следующим образом: «Было сказано, что позиция поздних ученых лучше для опровержения отрицающих пророчество, ведь, чтобы вернуть их к истине, надо привести довод, которому они не смогут противиться, который они примут и спасутся. В случае упрямого отрицания они погибнут в отличие от  верующего, который не нуждается в доводе для установления существования того, что он исповедует» («Фатх аль-Бари»).
 
Об этом сказал и великий учёный, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами: «Смысл слова «янзилю» – ниспослание веления Аллаха, Его Милости и особой приближенности к рабам. В общем, выражения из Корана и Сунны, смысл которых неясен: например, «Милостивый над Аршем истава» (сура «Тоха», аят 5), «и останется лишь ваджх твоего Создателя» (сура «Милостивый», аят 27), «йад Аллаха над их руками» (сура «Победа», аят 10) – мусульманин не должен понимать в буквальном смысле, поскольку такое толкование не соответствует действительности. Всевышний чист от того, что о Нем говорят преступившие границы дозволенного и глупцы!
 
Далее человек может выбрать одну из двух позиций:
 
1. Позиция поздних ученых (халяф): то, о чем мы уже писали, то есть путь следующих[после праведных предшественников] поколений, и они выбрали этот путь, потому что надо было опровергнуть заблуждения сторонников новшеств, приписывающих Аллаху сторону, телесность и другие качества, не допустимые по отношению к Нему.  
 
2. Позиция ранних ученых (саляф) – возлагать знание об этом на Всевышнего Аллаха, потому что в их эпоху еще не было мерзких заблуждений и нововведений, а значит, не было и необходимости углубляться в эту тему» («Манхадж аль-кавим»).  
         
Великий учёный аль-Аттар в примечаниях к комментарию Джалялюддина аль-Махалли к книге «Джам’ аль-джавами’» насчет слов Джаляля аль-Махалли: «Та’виль – это путь следующих[после праведных предшественников] поколений, и это более мудро [в их эпоху]. Иными словами, в их время они сильнее нуждались в глубоком изучении этой науки», – пишет: «Его слова: «сильнее нуждались» не означают, что следующие [после праведных предшественников] поколения знали больше, чем праведные предшественники».  
         
Великий учёный Тахир ибн Ашур прояснил это в своем тафсире: «Эти  два описания[1] вошли в речь толкователей и ученых в области основ (усуль), при этом я не установил, кто впервые предложил эту классификацию. Ибн Таймийя в книге «Аль-Акыда аль-хамавия» критиковал такое разделение, хотя и не стал указывать его сторонников. Более безопасным и информативным названы методы, а не люди, придерживающиеся этих методов. Приверженцы этих двух путей – имамы и те, кто сохранены от смут в своей религии. В том, что вторая позиция названа более информативной и мудрой, нет ничего порочащего путь праведных предшественников, так как во время ранних ученых люди еще понимали арабский язык, еще сохранилось непосредственное воспитание Пророка (мир ему и благословение Аллаха), да и не приходилось платить за знания, не считая отдельных случаев при крайней необходимости, в отличие от других народов. Поэтому тут нет проблемы. Не искать детализации было наиболее безопасно для верующих первых веков. А детализация в последующих веках лучше раскрывала тему. Если бы ученые не внесли такие пояснения и толкования, то поверхностное знание вероубеждения приводило бы склонных к размышлениям людей к сомнениям в вере и даже отрицанию Всевышнего».

Этими словами я завершаю разбор рассматриваемого вопроса. Если я был прав, то это от Аллаха, а если ошибся, то от меня и от шайтана. Лишь Аллах дарует помощь в совершении благого, и нет Господа, помимо Него.


[1] «Позиция ранних ученых (саляф) – более безопасная, а позиция поздних ученых (халяф) – более информативная». 

0
Ваша оценка: Нет
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.