Адские муки вечны

Представляем вашему вниманию собрание высказываний учёных, утверждавших, что существует единогласное мнение (иджма’) о вечности адских мук для неверующих (кафиров).

Коран и Сунна однозначно утверждают, что райские наслаждения для верующих и адские муки для неверующих будут вечны и никогда не прекратятся.

Одним из первых, кто заявил о том, что Рай и Ад не вечны, был Джахм ибн Сафван. За это учёные обвинили его в неверии.

Имам Абу Мансур аль-Багдади (умер в 429 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Усулю д-Дин» (стр. 358):

وانما يكفر الجهمية فى شيئين : احدهما قولهم بان الجنة والنار تفنيان والثانى قولهم بحدوث علم الله تعالى لان هذا يوجب ان لا يكون عالما قبل حدوث علمه

«Куфр джахмитов, таким образом, заключается лишь в двух вещах: убеждённости в конечности Рая и Ада и убеждённости в том, что Знания Аллаха о вещах появились после Его незнания о них».

В целом это считается мнением джахмитов.

Однако спустя столетия известный учёный, шейх Ибн Таймия стал оспаривать мнение о том, что адские муки вечны. Да, вначале Ибн Таймия, так же, как и остальные, заявлял, что адские муки никогда не прекратятся. Однако в конце жизни он написал небольшой труд, в котором высказал мнение о конечности адских мук.

Естественно, учёные Ахлю-Сунна не могли не отреагировать на это заявление и принялись опровергать его. Одним из первых был шейх уль-Ислам Такиюддин ас-Субки.

Мы видим, что в последнее время стал подниматься вопрос, придерживался ли Ибн Таймия мнения о конечности адских мук, или его не так поняли.

Ашариты посчитали, что Ибн Таймия считал, что адские муки не вечны, и стали опровергать его.

Почитатели Ибн Таймии в лице псевдосалафитских шейхов и те, кто занимал нейтральную позицию по отношении к нему, также признали, что он считал, будто адские муки не вечны.

Но некоторые современные псевдосалафиты, в основном студенты, пытались оспорить это. В конце же  многие из них всё-таки признали: да, Ибн Таймия действительно считал, что адские муки не будут длиться вечно.

Но то, что они заявили потом, хуже того, что они говорили вначале. Они стали утверждать, что, оказывается, в этом вопросе нет единогласия учёных, напротив, среди них имеются разногласия. И в качестве аргумента стали приводить доводы Ибн Таймии.

Однако все эти ложные доводы не выдерживают никакой критики и давно были опровергнуты. Для их разбора потребуется отдельная статья.

Мы же хотели показать вам множество цитат, свидетельствующих о том, что у учёных Ахлю-Сунна всегда было единогласное мнение о том, что адские муки никогда не прекратятся для неверующих. Цитаты будут приводиться в хронологическом порядке.

Имамы Абу Хатим ар-Рази (195–277 гг. х.) и Абу Зур’а ар-Рази (умер в 264 г. х.) говорили:

أدركنا العلماء في جميع الأمصار حجازا وعراقا ومصر وشاما ويمنا : قالا : كان من مذهبهم … والجنة والنار حق وهما مخلوقتان لا يفنيان أبدا

«Мы застали учёных всех земель: Хиджазе, Ираке, Египте, Йемене, и их мазхабом было мнение… существование и Рая, и Ада – это истина, они сотворены и никогда не исчезнут». («Акыда ар-Разиейн», стр. 68)

Харб аль-Кирмани (умер в 280 г. х.) сказал в книге «Иджма ас-саляф» (стр. 35):

وقد خلقت الجنة وما فيها وخلقت النار وما فيها خلقهما الله عز وجل ثم خلق الخلق لهما لا يفنيان ولا يفنى ما فيهما أبدا

«Создан Рай и то, что в нём, и создан Ад и то, что в нём. Аллах создал их, а затем создал творения для них, и они (Ад и Рай) не исчезнут, и никогда не исчезнет то, что в них».

Имам Абуль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари (260–324 гг. х.) сказал в книге «Макалят аль-ислямиин» (стр. 149):

وقال المسلمون كلهم إلا جهما: إن الله يخلد أهل الجنة في الجنة ويخلد الكفار في النار

«Все мусульмане, кроме Джахма, сказали: поистине, Аллах сделает вечной обителью для праведников Рай и для неверующих – Ад».

Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайравани (310–386 гг. х.) сказал в книге «Аль-Джами’» (стр. 110):

فمما أجمعت عليه الأمة من أمور الديانة ومن السنن التي خلافها بدعة وضلالة… وإن الجنة والنار قد خلقتا وأعدت الجنة للمتقين والنار للكافرين لا تفنيان ولا تبيدان

«Одно из положений, в котором умма единогласна и которое касается религиозных аспектов, а также одна из сунн, противоречие которой является новшеством и заблуждением… и, поистине, Ад и Рай созданы, Рай уготован для богобоязненных, а Ад – для неверующих, не исчезнут они и не пропадут».

Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир ибн Тахир аль-Багдади (умер в 429 г. х.) сказал в книге «Аль-Фарку бейна аль-фирак» (стр. 248):

الفصل الثالث في بيان الأصول التي اجتمع عليه أهل السنة….وقالوا بدوام نعيم الجنة على أهلها ودوام عذاب النار على المشركين والمنافقين وقالوا إن الخلود في النار لا يكون إلا للكفرة

«Третий раздел об основах, относительно которых учёные Ахлю-Сунна единогласны… и сказали они, что наслаждения Рая вечны для обитателей его, а мучения огня вечны для многобожников и лицемеров, и сказали, что вечное пребывание в огне уготовано только для неверующих».

Шейх уль-Ислам Абу Усман ас-Сабуни (373–449 гг. х.) сказал в книге «Акыда ас-саляф ва асхаб аль-хадис»:

ويشهد أهل السنة أن الجنة والنار مخلوقتان وأنهما باقيتان لا يفنيان أبداً وأن أهل الجنة لا يخرجون منها أبداً وكذلك أهل النار الذين هم أهلها خلقوا لها لا يخرجون أبدا.

«Ахлю-Сунна свидетельствуют, что Рай и Ад созданы и что они вечны, не исчезнут никогда и что обитатели Рая не выйдут из него никогда, и обитатели Ада не выйдут оттуда никогда».

Ибн Хазм аль-Андалуси (384–456 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Фасль фи аль-миляль валь-ахваи ван-нихаль» (Мактаба аль-ханджи: 4/69-70):

اتفقت فرق الأمة كلها على أن لا فناء للجنة ولا لنعيمها، ولا للنار ولا لعذابها، إلا الجهم بن صفوان، وأبا الهذيل العلاف، وقومًا من الروافض

«Все течения исламской общины единогласны в том, что нет конца Раю и его блаженствам, Аду и его мукам. Противоречил этому только Джахм ибн Сафван и Абу аль-Хузайль аль-Алляф, а также группа рафидитов».

Также Ибн Хазм сказал в своей книге «Маратиб аль-Иджма» (Дар аль-Афак аль-джадида, стр. 193) в главе о единогласных решениях, противоречащие которым впадают в неверие, по единогласному мнению учёных:

وأن النار حق وأنها دار عذاب أبدًا لا تفنى ولا يفنى أهلها أبدًا بلا نهاية

«Существование огня Ада – Истина, и он является местом мучений на веки вечные, не исчезнет он и его обитатели никогда, и не будет этим мучениям конца».

Также Ибн Хазм сказал в книге «Ад-Дуррату фи ма яджибу итикадуху» (стр. 27):

الجنة حق، والنار حق داران مخلوقتان مخلدتان هما ومن فهيما بلا نهاية… كل هذا إجماع

من جميع أهل الإسلام، ومن خرج عنه خرج عن الإسلام

«Существование Рая – истина, существование Ада – истина, эти две обители созданы и вечны, так же, как и те, кто будет в них пребывать бесконечно… Это является единогласным мнением всех мусульман, а тот, кто выходит за рамки этого мнения, выходит из Ислама».

Хафиз Ибн Абдиль-Барр (392–463 гг. х.) сказал в книге «Тамхид» (2/116):

قال أهل السنة: إن الجنة والنار مخلوقتان وأنهما لا تبيدان

«Ахлю-Сунна сказали, что Рай и Ад созданы и что они не исчезнут».

Имам Абуль-Касим Исмаил ат-Тайми аль-Асбахани (457–535 гг. х.) сказал в книге «Аль-Худжа фи баяни аль-махаджа» (2/434):

أهل السنة يعتقدون أن الجنة والنار خلقتا للبقاء ولا يفنيان أبداً

«Ахлю-Сунна убеждены, что Рай и Ад созданы навеки и никогда не исчезнут».

Имам Ибн Атыя аль-Андалуси (481–542 гг. х) сказал в книге «Аль-Мухаррар аль-ваджиз» (2/346):

والإجماع على التخليد الأبدي في الكفار

«По единогласному мнению, неверующие будут существовать вечно».

Хафиз Ибн аль-Каттан аль-Фаси (562–628 гг. х.) писал в книге «Аль-Икна’ фи масаиль аль-иджма’» (1/52):

وأجمع المسلمون من أهل السنة على أن الجنة والنار مخلوقتان بعد، وعلى أن الله قد أعدهما لأهلهما، وعلى أن علمه قد أحاط بمن يسكنهما. وأجمعوا على أنهما لا يبيدان، ولا يفنيان. وأجمعوا على أن أهل الجنة خالدون فيهما أبدا، خلودا لا انقطاع له ولا انقضاء. وأجمعوا على أن من خلده الله في النار من الكافرين والمشركين والمنافقين ومن شاء من خلقه، بعد من يخرجه منها بالتوحيد والشفاعة مخلدون فيها أبدا خلودا لا انقطاع له ولا انقضاء.

«Все мусульмане из числа Ахлю-Сунна единогласны в том, что Рай и Ад уже созданы и что Аллах уготовил их для обитателей, и что Его знание охватывает каждого, кто будет пребывать там (то есть Он ведает о каждом, кто попадёт туда).

Они единогласны в том, что они не исчезнут и не пропадут.

Они единогласны в том, что обитатели Рая пребудут там вечно, и эта вечность не исчезнет и не прекратится.

Они единогласны в том, что Аллах дарует вечность в Аду неверующим, многобожникам, лицемерам и всем, кому пожелает, после того как выведет из него других грешников по причине их единобожия и благодаря заступничеству (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует). А вечность (неверующих в Аду) не прекратится и не исчезнет».

Имам Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби (600–671 гг. х.) сказал в своей книге «Ат-Тазкира» (Дар аль-Минхадж: 1/920-921):

أجمع أهل السنة على أن أهل النار مخلدون فيها غير خارجين منها كإبليس وفرعون وهامان وقارون، وكل من كفر وتكبر وطغى، فإن له جهنم لا يموت فيها ولا يحيا، وقد وعدهم الله عذابًا أليمًا، فقال عز وجل: ﴿كلما نضجت جلودهم بدلناهم جلودًا غيرها ليذوقوا العذاب﴾ ، وأجمع أهل السنة أيضًا على أنه لا يبقى فيها ولا يخلد إلا كافر جاحد فاعلم. قلت -القائل القرطبي-: وقد زل هنا بعض من ينتمي إلى العلم والعلماء فقال: إنه يخرج من النار كل كافر ومبطل وجاحد ويدخل الجنة؛ فإنه جائز في العقل أن تنقطع صفة الغضب فيعكس عليه. فيقال: وكذلك جائز في العقل أن تنقطع صفة الرحمة فيلزم عليه أن يدخل الأنبياء والأولياء النار يعذبون فيها، وهذا فاسد مردود بوعده الحق وقوله الصدق، قال الله تعالى في حق أهل الجنان: ﴿عطاءً غير مجذوذٍ﴾ ، أي: غير مقطوع، وقال: ﴿وما هم منها بمخرجين﴾ ، وقال: ﴿لهم أجر غير ممنونٍ﴾ ، وقال: ﴿لهم فيها نعيم مقيم خالدين فيها أبدًا﴾ وقال في حق الكافرين: ﴿ولا يدخلون الجنة حتى يلج الجمل في سم الخياط﴾ ، وقال: ﴿فاليوم لا يخرجون منها ولا هم يستعتبون﴾ وهذا واضح، وبالجملة فلا مدخل للمعقول فيما اقتطع أصله الإجماع والرسول ﴿ومن لم يجعل الله له نورًا فما له من نورٍ﴾

«Ахлю-Сунна единогласны в том, что обитатели Ада навечно пребудут в нём; и не выйдут оттуда, такие, как Иблис, Фараон, Хаман, Карун, а также любой, кто не уверовал, превознёсся и преступил границы дозволенного (или чинил несправедливость). Для них уготован Ад, в котором они не умрут и не будут жить. Аллах, Величественный и Возвышенный, пообещал им мучительное наказание, когда сказал: “Каждый раз, когда их кожа приготовится (то есть сгорит дотла), Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили мучения” (Сура ан-Ниса, аят 56).

Ахлю-Сунна единогласны также в том, что в Аду не останется никого, кроме неверующих, отрицающих (истину), так знай же об этом!

Я же ( имам аль-Куртуби) скажу, что здесь оступились некоторые из тех, кто относит себя к научной сфере, считает себя учёным и говорит: “Каждый неверующий, отрицающий, высказывающий ложные идеи (атеисты и тому подобные), выйдет из Ада и войдёт в Рай, потому как здравый смысл допускает, что гнев (Аллаха) обернётся милостью”, такому будет отвечено: “Точно так же здравым смыслом допустимо, что милость прекратится, а пророки и праведники войдут в огонь и испытают мучения, но это мнение ложное и отвергается, потому что Истинный (Господь) дал обещание обитателям Рая, а Его слово является правдивым: «Это будет неиссякаемый дар» (сура Худ, аят 108), то есть непрекращающийся дар; Он также сказал: «И их не изгонят оттуда» (сура Хиджр, аят 48); Он также сказал: «Им уготована неиссякаемая награда» (сура Фуссылят, аят 8); Он также сказал: «Им там (в райских садах) уготовано вечное блаженство, они пребудут в них вечно» (сура ат-Тауба, аяты 21-22). Он сказал о неверующих: «Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко» (сура аль-А’раф, аят 40), и сказал: «Сегодня они не выйдут отсюда, и от них не потребуют покаяния» (сура аль-Джасия, аят 35) – и это ясно. В целом в тех вопросах, обоснование которых категорично установлено единогласным мнением мусульман или посланником, нет места рациональным размышлениям; (в Коране сказано) «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (сура ан-Нур, аят 40)”».

Имам Ибн Джузай аль-Кальби (умер в 741 г.х.) сказал в книге «Нур аль-Мубин фи кава’иди ‘акаид ад-Дин» (с. 102):

فأما الكفار فلا بد أن يدخلوها ويخلّدون فيها خلوداً دائماً لا إنقطاع له ، ويدل على ذلك من الكتاب قوله تعالى: وَالَّذِينَ كَفَرُوا لَهُمْ نَارُ جَهَنَّمَ لَا يُقْضَىٰ عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُمْ مِنْ عَذَابِهَا ۚ كَذَٰلِكَ نَجْزِي كُلَّ كَفُورٍ، وقوله تعالى: فَالْيَوْمَ لَا يُخْرَجُونَ مِنْهَا وَلَا هُمْ يُسْتَعْتَبُونَ ، وقوله تعالى: وَالَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِآيَاتِنَا أُولَـٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ، وغير ذلك من الآيات ، ويدل على ذلك من السنة أخبار كثيرة صحيحة، وأجمع المسلمون على ذلك

«Что касается неверных, то их вхождение [в Ад] обязательно, они будут пребывать там вечно. На это указывают слова Аллаха: «А неверующим – огонь [Ада]! И умереть они там не смогут, и наказание им не облегчится. Так Мы воздаем каждому неверующему» (Сура «Фатыр», аят 36). Также Аллах сказал: «Сегодня они не выйдут оттуда [из Ада], и у них не попросят покаяния [потому что это им уже никак не поможет]» (Сура «Аль-Джасия», аят 35). В другом аяте Господь говорит: «А те, кто не уверует и сочтет ложью Наши знамения, станут обитателями Ада, в котором останутся навечно» (Сура «Аль-Бакара», аят 39). Об этом же переданы достоверные хадисы, и мусульмане единогласны в этом».

Имам ‘Адудуддин аль-Иджи (680–756 гг. х.) сказал в книге «Аль-Мавакыф» (Дар аль-Джиль, 3/499):

أجمع المسلمون على أن الكفار مخلدون في النار أبدا، لا ينقطع عذابهم

«Мусульмане единогласны во мнении, что неверующие будут вечно пребывать в огне Ада, а их мучения не прекратятся».

Шейх уль-Ислам Такиюддин Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки (683–756 гг. х.) сказал в книге «Аль-И’тикад би бакаи аль-джанна ван-нар» (стр. 57, 58):

ولذلك أجمع المسلمون على اعتقاد ذلك وتلقوه خلفًا عن سلف نبيهم صلى الله عليه وسلم، وهو مركوز في فطرة المسلمين، معلوم من الدين بالضرورة، بل وسائر الملل غير المسلمين يعتقدون ذلك، ومن رد ذلك فهو كافر، ومن تأوله فهو كافر كمن تأول الآيات الواردة في البعث الجسماني، وهو كافر أيضًا بمقتضى العلم، وإن كنت لا أطلق لساني بذلك

«Поэтому мусульмане единогласны во мнении, что нужно быть убеждённым в этом; последующие поколения мусульман переняли его от предшествующих поколений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и это убеждение прочно укоренено в естестве мусульман и является общеизвестным положением религии (ма’люм мин ад-дин бид-дарура – то есть это знание очевидно из религии), более того, все остальные общины помимо мусульман убеждены в этом. Те же, кто отрицает это, по факту являются неверующими, даже если я и не даю волю своему языку при этом (не выношу такфир). Так же, как и тот, кто аллегорически толкует это, и тот, кто аллегорически толкует аяты о воскрешении тел».

Имам Са’дуддин ат-Тафтазани (722–792 гг. х.) сказал в книге «Шарх аль-Макасид» (А’лям аль-Кутуб, 5/131):

لا خلاف في خلود من يدخل الجنة، ولا في خلود الكافر عنادا أو اعتقادا في النار، وإن بالغ في الاجتهاد؛ لدخوله في العمومات، ولا عبرة بخلاف الجاحظ والعنبري… أجمع المسلمون على خلود أهل الجنة في الجنة وخلود الكفار في النار

«Нет разногласий относительно вечного пребывания в Раю тех, кто войдёт в него, и нет разногласий относительно вечного пребывания в огне для неверующих, [которые не уверовали из-за своих] убеждений или упрямства, даже если приложили максимум усилий [в поиске истины и заблудились], потому что они подпадают под общие положения; в этом случае не принимаются в расчёт разногласия в этом с аль-Джахизом и аль-Анбари… Мусульмане единогласны относительно вечного пребывания обитателей Рая в Раю и вечного пребывания неверующих в огне».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в книге «Фатх уль-бари» (11/421):

قال القرطبي: من زعم أنهم يخرجون منها، أو أنها تبقى خالية أو تفنى فهو خارج عما جاء به الرسول صلى الله عليه وسلم، وأجمع عليه أهل السنة

«Аль-Куртуби сказал: “Тот, кто утверждает, что они выйдут оттуда, или что он останется пустым или исчезнет, выходит за рамки сказанного Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), и с этим согласны все приверженцы Сунны”».

Имам Мар’и ибн Юсуф аль-Ханбали (умер в 1033 г. х.) сказал в книге «Таукифу-ль-Фарикейн» (стр. 76):

فثبت بما قررناه من الآيات الصريحة، والأحاديث الصحيحة : أن كلا من أهل الدارين خالد أبدا فيما هو فيه من نعيم أوعذاب، وعلى هذا إجماع أهل السنة والجماعة، واتفاقهم على أن عذاب الكفار لا ينقطع ، كما أن نعيم أهل الجنة لا ينقطع ، يدل على ذلك الكتاب والسنة وإجماع الأمة، والله سبحانه وتعالى أعلم .

«Из тех ясных аятов и достоверных хадисов, которые мы привели, точно известно, что все, кто будет населять две обители (Ад и Рай), пребудут там вечно, наслаждаясь благодатью (Рая) или испытывая муки (Ада). В этом единогласны все представители Ахлю-Сунна валь-Джамаа. Они также согласны с тем, что мучения неверующих не прекратятся, так же, как и наслаждения обитателей Рая не прервутся. На это указывает Коран, сунна, единогласие общины, а Аллах, Преславный и Всевышний, знает лучше».

Имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали (1114–1188 гг. х.) сказал в книге «Лявами’ аль-анвар аль-бахия» (Муассаса ва мактаба аль-хафикын, 2/234):

فثبت بما ذكرنا من الآيات الصريحة والأخبار الصحيحة خلود أهل الدارين خلودًا مؤبدًا، كل بما هو فيه من نعيم وعذاب أليم، وعلى هذا إجماع أهل السنة والجماعة، فأجمعوا على أن عذاب الكفار لا ينقطع، كما أن نعيم أهل الجنة لا ينقطع

«В ясных аятах и достоверных преданиях, которые мы перечисляли, подтверждено, что обитатели двух вместилищ (Рая и Ада) пребудут в них вечно и бесконечно, испытывая либо мучительное наказание, либо наслаждение. Согласно этому и было вынесено единогласное решение сторонников сунны и общины: они единогласны в том, что мучения неверующих не прекратятся, так же, как не прекратятся и наслаждения обитателей Рая».

Шейх аль-Алюси (1217–1270 гг. х.) сказал в книге «Рух аль-ма’ани» (Дар ихья ат-турас аль-араби, 12/164):

وأنت تعلم أن خلود الكفار مما أجمع عليه المسلمون، ولا عبرة بالمخالف، والقواطع أكثر من أن تحصى

«Ты знаешь, что существование неверующих вечно, и это то, в чём мусульмане единогласны, и не принимается в расчёт мнение того, кто противоречит этим словам, а категоричных доводов на этот счёт больше, чем можно сосчитать».

Шейх Сыддык Хасан Хан (1248–1307 гг. х.) сказал в книге «Каззату ауля аль-итибар мимма варада фи зикри ан-нари ва асхаби ан-нар» (стр. 17):

فثبت بما ذكر من الآيات الصريحة والأخبار الصحيحة خلود أهل الدارين خلوداً مؤبداً كل بما هو فيه من نعيم وعذاب أليم. وعلى هذا إجماع أهل السنة والجماعة, فأجمعوا على أن عذاب الكفار لا ينقطع, كما أن نعيم أهل الجنة لا ينقطع، ودليل ذلك الكتاب والسنة

«Вечное пребывание обитателей двух обителей (Ад и Рай) в болезненных мучениях и наслаждениях (соответственно) установлено ясными аятами и достоверными преданиями. С этим единодушно согласны все представители Ахлю-Сунна валь-Джамаа, потому как они сошлись во мнении, что мучения неверующих не прекратятся, как и наслаждения обитателей Рая не закончатся, доводы в пользу этого утверждения – Коран и Сунна».

И даже псевдосалафитский шейх Абдурахман ибн Касим ан-Наджди (умер в 1392 г. х.) сказал в книге «Хашия ад-дуррати аль-мудыати» (стр. 98):

وأجمع أهل السنة والجماعة على أن عذاب الكفار لا ينقطع كما أن نعيم الجنة لا تنقطع لما دل على ذلك من القرآن والسنة

«Ахлю-Сунна валь-Джамаа единогласна в том, что мучения неверующих не прекратятся, как и наслаждения обитателей Рая не закончатся, потому что на это указывает Коран и Сунна».

Похожие материалы