Его имя Ахмад ибн Лу’лу’ ибн Абдулла ар-Руми, Шихабуддин ибн ан-Накиб аль-Мисри.
Отец Ахмада ибн Накиба был родом из турецкого города Антакия (Антиохия). Будучи христианином, он был захвачен в плен и стал рабом одного из мусульманских правителей, принял Ислам, обучался религии и был отпущен на свободу, после чего служил у этого правителя капитаном (накиб). Позже он стал суфием в общине Байбарсийя в Каире, где в 702/1302 г. у него родился сын Ахмад.
С детства отличавшийся незаурядными способностями и отличной памятью, он рос в среде исламских ученых. Он выучил наизусть Священный Коран, овладев семью способами его чтения. Также преуспел в изучении фикха. Одним из его учителей по фикху был великий ученый-шафиит Такиюддин ас-Субки, муджтахид и хафиз, хадису его обучал Ибн Мулаккин, а арабской грамматике – Абу Хайян.
Ахмад ибн Накиб аль-Мисри был знатоком чтений Корана, шафиитского фикха, тафсира, акыды и усуль аль-фикха, грамматики и тасаввуфа. Он знал наизусть огромное количество хадисов, особенно касавшихся поклонения и азкаров.
Он много лет посвятил работе над уточнением и разъяснением книги «Аль-Мухаззаб фи фикх аль имам аш-Шафии» имама Абу Исхака аш-Ширази, составил мухтасар книги Ширази «Танбих» и примечания к «Минхадж ат-Талибин» имама Навави. Вся эта работа нашла отражение в его главной книге – «Умдат ас-Салик ва Уддат ан-Насик», которая заимствует порядок изложения из «Мухаззаба» Ширази, а заключения – из «Минхаджа» Навави.
Эта книга, кажется, была задумана и составлена для применения в повседневной жизни. Автор ограничился практическими положениями фикха, оставив в стороне редко встречающиеся ситуации и слишком запутанные вопросы, и приводя только самые сильные мнения мазхаба.
Ахмад ибн Накиб аль-Мисри никогда в своей жизни не давал фетв, не работал судьей, даже никогда не был официальным преподавателем. Он целиком посвятил себя поклонению, написанию книг и обучению малого числа студентов. Люди, знавшие его, описывают его как человека знающего, скромного, тихого, достойного, вежливого, богобоязненного и аскетичного. Несмотря на строгий аскетизм в образе жизни и усердие в поклонении, он отличался замечательным чувством юмора и талантом рассказывать смешные истории. Как и его отец, он был суфием. Он несколько раз совершил хадж, подолгу оставаясь возле Каабы. Он умер в Каире от чумы в возрасте 67 лет в середине благословенного месяца Рамадан в 769/1368 г.