
Хвала Аллаху. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.
Введение
Книга имама аль-Бухари (194-256 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) «Хальк афа’аль аль-‘ибад» на протяжении многих лет успешно использовалась ваххабитами в пропагандистских целях против ашаритов. Это у них получалось лишь потому, что сами ашариты не уделяли этому труду должного внимания, и это позволяло обманывать доверчивых людей относительно того, что акыда, изложенная в этой книге, якобы, противоречит вероубеждениям имама аль-Ашари (да смилуется над ним Аллах) и его последователей.
В рамках данного цикла статей мы разберем некоторые предания, которые приводит имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах), и также его собственные высказывания, касающиеся вероубеждения, и дадим им пояснение.
О чем книга имама аль-Бухари?
После споров с мутазилитами относительно того, что Коран — это несотворенная Речь Аллаха, в рамках убеждений самих суннитов возник спор: является ли чтение Корана сотворенным, когда его читает человек?
Ибн Кулляб (ум. 241 г.х.), аль-Карабиси (ум. 248 г.х.) и аль-Харис аль-Мухасиби (165-243 гг.х.) (да смилуется над ними Аллах) сказали, что чтение человека — это его деяние, а значит оно сотворено так же, как и все остальные его деяния. Таких людей стали называть лафзитами.
Имам Ахмад (164-241 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) же посчитал, что нельзя отвечать на этот вопрос ни утвердительно, ни отрицательно, потому что мутазилиты могут использовать эту формулировку для утверждения того, что если чтение Корана сотворено, то и сам Коран является сотворенным.
Собственно на эту тему имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) и на писал этот труд.
Какова позиция самого имама аль-Бухари?
Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах), чтобы не противоречить имаму Ахмаду (да смилуется над ним Аллах) открыто, не употребляет формулировку «لفظي بالقرآن مخلوق» прямо, но в своей книге утверждает ясным образом, что само чтение раба сотворено:
القراءة والحفظ والكتابة مخلوق
«Чтение Корана, заучивание и записывание Корана сотворены»[1].
Именно из-за этой позиции последователи хадиса посчитали имама аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) лафзитом. Вследствие этого такие последователи имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), как Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли и его ученики, изгнали имама аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) из Нейсабура. Имам скончался в отдаленном селении под полным бойкотом последователей хадиса из-за своей позиции.
В частности имам Мухаммад ибн Яхья (172-258 гг.х.) сказал:
وقد أظهر هذا البخاري قول اللفظية واللفظية عندي شر من الجهمية
«Этот аль-Бухари выявил воззрения лафзитов, а лафзиты для меня хуже джахимитов»[2].
И каково же положение у последователей хадиса человека, который был худже джахимитов, если джахимиты были кафирами для них?!
Также имам аз-Захаби приводит следующие слова хафиза Мухаммада ибн Якуба (250-324 гг.х.):
لَمَّا اسْتوطَنَ البُخَارِيُّ نَيْسَابُوْرَ أَكْثَرَ مُسْلِمُ بنُ الحَجَّاجِ الاخْتِلاَفَ إِلَيْهِ. فَلَمَّا وَقَعَ بَيْنَ الذُّهْلِيِّ وَبَيْنَ البُخَارِيِّ مَا وَقَعَ فِي مَسْأَلَةِ اللَّفْظِ، وَنَادَى عَلَيْهِ، وَمنعَ النَّاسَ عَنْهُ، انْقَطَعَ عَنْهُ أَكْثَرُ النَّاسِ غَيْرَ مُسْلِمٍ. فَقَالَ الذُّهْلِيُّ يَوْماً: أَلاَ مَنْ قَالَ بِاللَّفْظِ فَلاَ يَحِلُّ لَهُ أَنْ يَحْضُرَ مَجْلِسَنَا. فَأَخَذَ مُسْلِمٌ رِدَاءً فَوْقَ عِمَامَتِهِ، وَقَامَ عَلَى رُؤُوْسِ النَّاسِ، وَبَعَثَ إِلَى الذُّهْلِيِّ مَا كتبَ عَنْهُ عَلَى ظَهرِ جَمَّالٍ . وَكَانَ مُسْلِمٌ يُظْهِرُ القَوْلَ بِاللَّفْظِ وَلاَ يَكْتُمُهُ .
«Когда аль-Бухари остановился в Нейсабуре, то его стал посещать Муслим ибн аль-Хаджадж. Когда произошел инцидент между аль-Бухари и аз-Зухли, последний обратился к людям и запретил им посещать имама, и большинство людей перестали ходить к нему, кроме Муслима. Однажды аз-Зухли сказал: “Кто является лафзитом, тому запрещено посещать наши уроки”. Тода Муслим встал перед людьми, повязал повязку вокруг чалмы и ушел, а затем направил к аз-Зухли груженных верблюдов с тем, что записал от него на уроках. Таким образом Муслим открыто показывал, что он — лафзит, и не скрывал этого»[3].
Более того, имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) был вынужден покинуть Нейсабур из-за страха относительно своей безопасности:
لَمَّا قَامَ مُسْلِمٌ وَأَحْمَدُ بنُ سَلَمَةَ مِنْ مَجْلِسِ الذُّهْلِيِّ، قَالَ الذُّهْلِيُّ: لاَ يُسَاكِننِي هَذَا الرَّجُلُ فِي البلدِ. فَخَشِيَ البُخَارِيُّ وَسَافَرَ
«Когда Муслим и Ахмад ибн Саляма покинули урок аз-Зухли, то последний сказал: “Этот человек не будет жить со мной в одном городе”. И аль-Бухари испугался за себя и уехал из города»[4].
Но не только аз-Зухли и его ученики отреклись от имама аль-Бухари, но и Абу Хатим ар-Рази (195-277 гг.х.) и Абу Зур’а ар-Рази (207-289 гг.х.) (да смилуется над ними Аллах).
Абдур-Рахман ибн Абу Хатим (240-327 гг.х.) сказал:
قَدِمَ مُحَمَّدُ بنُ إِسْمَاعِيْلَ الرَّيَّ سَنَةَ خَمْسِيْنَ وَمائَتَيْنِ، وَسَمِعَ مِنْهُ أَبِي وَأَبُو زُرْعَةَ، وَتركَا حَدِيْثَهُ عِنْدَمَا كَتَبَ إِليهِمَا مُحَمَّدُ بنُ يَحْيَى أَنَّهُ أَظهرَ عِنْدَهُم بِنَيْسَابُوْرَ أَنَّ لَفْظَهُ بِالقُرْآنِ مَخْلُوْقٌ
«Когда Мухаммад ибн Исмаил прибыл в Рей в 250 году, то от него слушали хадисы мой отец (то есть Абу Хатим ар-Рази) и Абу Зур’а. Однако после того, как Мухаммад ибн Яхья написал о том, что аль-Бухари прояснил в Нейсабуре то, что считает чтение Корана сотворенным, то они оставили его хадисы»[5].
Мы, ашариты, безусловно считаем, что в этом вопросе правы имамы аль-Бухари и Муслим (да смилуется над ними Аллах), а критики первого ошиблись и из-за своего фанатизма, проявив несправедливость, потому что ничего не смогли противопоставить его доводам.
[1] «Хальк афа’аль аль-‘ибад», стр. 821.
[2] «Сияр алям ан-нубаля» (12/459).
[3] «Сияр алям ан-нубаля» (12/459-460).
[4] Там же (12/460).
[5] Там же (12/462). См. «Аль-Джарх ва ат-тадиль» имама Абу Хатима.