Вопрос: могу ли я, как супруга, запретить мужу соблюдать желательный пост понедельника и четверга, так как его пост в общих чертах влияет на мою жизнь и, в особенности, на супружескую?
Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха. Супружеские отношения основаны на любви, милости и спокойствии. И это — основа супружеской жизни, на этом строится счастье и формируется семья. Доводом этому служат слова Всевышнего Аллаха:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُون
«И из Его знамений — то, что Он сотворил для вас из вас самих жен, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих». (Коран, 30:21).
Эти отношения осуществляются в распределении обязанностей между собой и в знании натуры каждого из супругов, ведь муж является пастырем для своей семьи и несет ответственность за свою паству, а женщина является пастырем для дома мужа, и ответственна за него. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
كُلُّكُمْ رَاعٍ، وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ فِي أَهْلِهِ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ فِي بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْئُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا
«Каждый из вас пастырь, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несет ответственность за свою паству, мужчина — пастырь для своей семьи и несет ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несет ответственность за свою паству». (Аль-Бухари)
Если у одного из супругов есть шариатское право, которое должно быть соблюдено по отношению к нему, то ему дозволительно заявлять о нем и требовать его осуществления. В случае, если один из супругов испытывает вред со стороны другого, то ему следует в мудрой и красивой форме указать на это. К такому виду относится случай, когда жена ощущает вред и страдания от действий мужа из-за его многочисленных желательных постов. В такой ситуации ей следует сообщить ему об этом, а мужу желательно удержать супругу от запретного, и по ее просьбе удовлетворять ее потребности.
Сообщается, что Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) пришел навестить Абу Дарду (да будет доволен им Аллах) и увидел умм Дарду (да будет доволен ею Аллах) в поношенной одежде. Он спросил ее: «Что с тобой?» на что она ответила: «Твой брат Абу Дарда не нуждается в благах мира этого». Тем временем пришел и сам Абу Дарда (да будет доволен им Аллах), приготовил еду и сказал: «Поешь, поистине, я пощусь». Салман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!» И он поел, а когда настала ночь, Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) отправился совершать молитву. Салман (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Спи», — и он лег спать, но через некоторое время он снова встал на молитву. Салман (да будет доволен им Аллах) снова сказал: «Спи», а в конце ночи он сказал: «Теперь вставай», — и они совершили молитву. Затем Салман (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладателю права то, что по праву принадлежит ему!» Потом (Абу Дарда) отправился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Салман сказал правду». (Ат-Тирмизи)
Имам ан-Навави сказал в книге «Аль-Маджму’»:
إذا طلبت الزوجة حقّها منه أو طلب الزوج حقه منها بذل كل واحد منهما ما وجب لصاحبه وهو باشّ الوجه ضاحك السنّ؛ لما روى أبو هريرة رضي الله عنه إن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (أكمل المؤمنين إيماناً أحسنهم خلقا وخياركم خياركم لنسائهم)” رواه أحمد.
«Если супруга требует у мужа исполнения своих прав, или если муж требует у супруги исполнения своих обязательств, то каждый из них должен с приветливостью выполнить возложенное на него обязательство. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Самой совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам” (Ахмад)».
Ислам возвел исполнение супружеского долга и сохранение целомудрия супруги в ранг садака (добровольной милостыни), за совершение которого полагается награда.
Так, в хадисе, переданном со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), говорится, что некоторые сподвижники сказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха, богатые люди опередили нас в награде: они совершают намаз так же, как и мы, постятся так же, как и мы, но они отдают милостыню из излишков своего имущества». И тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разве Аллах не дал вам то, чем вы можете отдавать милостыню?! Каждый тасбих — это милостыня! Каждый такбир — это милостыня! Каждый тахмид — это милостыня! Каждый тахлиль — это милостыня! Повеление благого — это милостыня! Даже в близости с женой — милостыня!» И они спросили: «О Посланник Аллаха, даже за супружескую близость будет награда?!» И он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «А если бы вы сделали это запретным способом, то разве не было бы за это греха?! Точно также, если совершить это дозволенным способом, то за это будет награда!» (Муслим)
Подобного рода разногласия между супругами обычно разрешаются через призму взаимопонимания и взаимного соглашения, принимая во внимание обстоятельства обеих сторон и выбирая подходящее время для исполнения обязательств. Вместе с тем нужно стараться не лишать одну из сторон возможности совершать желательные действия. Напротив, если оказать содействие в поклонении Аллаху, то за это полагается награда у Аллаха.
Источник: aliftaa.jo