Чёрная пятница

Для нас, мусульман, пятница всегда будет ассоциироваться с благословением и лучшим днём недели.

(Смысл) «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая (что стало причиной существования человека на земле, и что является большим благословением), и Судный День настанет именно в этот день, день джума». (Сахих Муслим)

Другое значение:

Чёрная пятница — день покупок по ряду причин. Это первый день после последнего крупного праздника до Рождества, и он знаменует неофициальное начало сезона рождественских покупок. Это стало популярно в западных странах в 80-х годах.

Тяга к потреблению — это естественный инстинкт. Люди должны потреблять, чтобы выжить.

Хазрат шейх Закария (да смилостивится над ним Аллах) писал, что богатство само по себе нейтрально, и только от того, как ты его используешь, зависит, положительное оно или отрицательное.

Аллама Самарканди отметил два типа богатства: одно (мазмум) — порицаемое, и второе — дозволенное. Богатство, которое отдаляет вас от Аллаха, порицаемо, а богатство, которое приближает вас к Аллаху — нет.

Однако потребление превратилось из выживания практически в экстаз накопления, самопотворства и поглощения. Эта культура подпитывается обольстительной рекламой, которая побуждает потребителя верить, что истинное счастье и удовлетворение возможно только при накоплении, потреблении и поглощении. Индустрия моды пробуждает в людях страстное желание обладать «новым» и «лучшим». Материалистическое потребительство стало одной из определяющих характеристик современного общества.

Хоть мы и не пропагандируем бедность как образ жизни, завышенный уровень материального потребления в итоге приводит к разочарованию; многие товары и услуги, которыми мы пользуемся, не так уж сильно улучшают качество нашей жизни, но при этом оказывают непропорционально большое воздействие на окружающую среду.

Аллах предупредил нас об этом в Коране – в суре Аль-Хумаза. Сура начинается с серьёзных предупреждений о трёх грехах, которые мы наблюдаем в наше время. Эти грехи – злословие, высмеивание или издевательство над другими людьми и накопительство. Сура «Аль-Хумаза» повествует о любви и страсти к богатству, которая заставляет человека пересчитывать свои деньги снова и снова. Слова «пересчитывая их снова и снова» описывают скупость человека и его эгоистичное накопление богатства.

Пожалуй, ещё более актуальна сура Ат-Такасур. Её аяты указывают на жадность как одну из основных причин отклонения от нашей цели. Жадность означает полную поглощённость чем-либо и её различные обличья, она – корень многих зол.

Жадность не имеет конца, в хадисе говорится (смысл): «Если бы у сына Адама было две долины золота, то он пожелал бы третью, ничто не заполнит его живот (жадность), кроме могильной земли. И Аллах прощает тех, кто кается перед Ним». (Аль-Бухари)

Необузданное, бессмысленное и безрассудное потребление практически наверняка приводит к долгам. Ситуация с долгами в нашей стране ужасающая. Один человек очень точно описал её: «Мы находимся в эпицентре долгового цунами. Потребители отдают кредиторам три четверти (75%) своей ежемесячной зарплаты. Только у 23,42% южноафриканцев остаются какие-то деньги к концу месяца, остальные 76,58% оказываются без гроша в кармане.

Из 19 миллионов активных потребителей кредитов в Южной Африке более половины имеют в банке запись об ухудшении рейтинга кредитоспособности — более трёх месяцев просрочки платежа по кредитам.

«Когда мы садимся с нашими клиентами, чтобы обсудить степень задолженности, мы обычно спрашиваем их в общих чертах, на что были потрачены деньги. И просто шокирует, сколько было потрачено на предметы роскоши и второстепенные вещи»».

Как бороться с этим:

1) Зухд (воздержание) — защита мусульманина от этого натиска потребительства. Это мировоззрение, мышление, образ жизни. Это означает относиться к этой жизни как к короткому путешествию, которое преходяще и совершенно бесполезно как самоцель, однако принципиально важно как вспомогательное средство на пути к вечной жизни. Зухд заставляет нас дважды подумать даже о допустимых каждодневных занятиях и побуждает спросить себя: нужна ли мне эта пища, одежда или предмет моего желания? Сделает ли это меня ближе к Аллаху? Или это просто отвлечение, роскошь, тяга к пустой трате времени, денег и энергии, которую стоит усмирить?

В Исламе зухд — это вовсе не отречение от этого мира, а только подавление определённого желания. Зухд не означает полного отказа от роскоши, а лишь её сокращение. В этом отношении зухд в Исламе очень отличается от христианской концепции аскетизма, которая вытекает из фундаментального отвращения к этому миру и которая рассматривает всё материальное существование как неотъемлемое зло, а эту жизнь — как наказание. Мы уверены, что если примем разумный уровень зухда, то перестанем быть жертвами потребления; это позволит нам лучше управлять ресурсами, ликвидировать дефицит и сделает вещи более доступными.

Задайте себе простые вопросы, пробуждающие совесть.

Что мне действительно нужно, чтобы жить комфортно и достойно? Что мне действительно нужно для того, чтобы быть счастливым, довольным и удовлетворённым, если нам говорят, что потребление всего того разнообразия, что предлагают магазины, даст нам счастье? Насколько я истощаю своим потреблением жизненно важные и стратегические ресурсы в мире?

Какое участие я принимаю в накоплении мусора, который ухудшает биологическое разнообразие мира? Увековечиваю ли я своим потреблением глобальное неравенство между имущими и неимущими, что уже не раз приводило к жестоким столкновениям во имя обеспечения ресурсов для потребителей?

2) Довольство: (смысл) «Обрести довольство, потому что довольство — это богатство, которое не иссякает». («Аль-Му’джамул Авсат»). Богатство заключается не в том, чтобы иметь много. Истинное богатство — это богатство души.

3) Умеренность в расходах; «Бедность не постигнет тех, кто умерен в расходах»

Растрачивание не только богатств, которыми мы обладаем, но и моральных ценностей.

4) Избегайте несбыточных мечтаний об отдалённом будущем. Это известно как «Тулюль амаль» – большие надежды и долгие устремления.

5) Избегайте смотреть на вещи другого человека с завистью.

Слегка отредактированная статья шейха Ибрахима Бхама.

Секретарь Джамиат уляма ЮАР

Похожие материалы