Чтение дуа кунут во всех намазах

дуа кунут

Вопрос: каково постановление о чтении дуа кунут в намазах во время распространения эпидемии? Нужно ли читать кунут только в обязательных и коллективных намазах или можно и в желательных и индивидуальных намазах?

Ответ:

Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.

Всевышний Аллах предписал людям взывать к Нему в любое время и в любой ситуации, особенно если их постигнет всеобщее бедствие или какая-то катастрофа, вред от которой обширен и продолжителен. <…>

В Сунне передается, что если верующих постигает какая-то беда, независимо от ее причины, они должны читать дуа кунут в молитвах. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после поясного поклона и слов: «Cами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху» (да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу), говорил:

اللَّهُمَّ أَنْجِ الْوَلِيدَ بْنَ الْوَلِيدِ، وَسَلَمَةَ بْنَ هِشَامٍ، وَعَيَّاشَ بْنَ أَبِي رَبِيعَةَ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ، اللَّهُمَّ اشْدُدْ وَطْأَتَكَ عَلَى مُضَرَ وَاجْعَلْهَا عَلَيْهِمْ كَسِنِي يُوسُفَ، اللَّهُمَّ الْعَنْ لِحْيَانَ وَرِعْلًا وَذَكْوَانَ وَعُصَيَّةَ عَصَتِ اللهَ وَرَسُولَهُ

 «О Аллах, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, Саляму ибн Хишама, Айяша ибн Абу Раби‘а и слабых из числа верующих! О Аллах, подвергни суровому наказанию (людей из племен) Мудар и сделай так, чтобы для них оно продолжалось столько же, сколько лет (длилась засуха) во времена Юсуфа. О Аллах, прокляни племена Лихьян, Ри’ль, Закван и ‘Усайя, которые ослушались Аллаха и Его Посланника!» (Муслим).

В это время на мусульман обрушились основные причины несчастий, в том числе распространившаяся среди людей эпидемия, поэтому им следует читать дуа кунут в обязательных молитвах, будь то индивидуально или коллективно, и просить Всевышнего облегчить печаль и избавить от постигшей мусульман эпидемии.

Большинство ученых согласны с таким постановлением, а также это передается от самого имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), как об этом передается в  «Аль-Умм» (1/236):

ولا قنوت في شيء من الصلوات إلا الصبح، إلا أن تنزل نازلة، فيقنت في الصلوات كلهن إن شاء الإمام

«Кунут читается только в утренней молитве, но если постигнет какое-то бедствие, его читают во всех молитвах, если пожелает имам».

Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) также сказал, что кунут не читают в праздничных намазах и в намазе о прощении дождя (истиска).

Тот, кто молится индивидуально, читает дуа кунут про себя, а имам всегда читает его вслух, даже в намазах, которые читаются про себя, а молящиеся за ним (ма’мумы) вслух говорят «амин», как об этом передается в «Асна аль-маталиб» (1/159) шейх уль-Ислама Закарии аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах):

(وفي الجميع) أي جميع ذوات القنوت حتى السرية (يجهر به الإمام) للاتباع رواه البخاري وغيره، قال الماوردي: وليكن جهره به دون جهره بالقراءة، (لا المنفرد) فلا يجهر به، (ويؤمن المأموم) للدعاء، كما كانت الصحابة يؤمنون خلف النبيّ صلى الله عليه وسلم في ذلك، رواه أبو داود بإسناد حسن أو صحيح، ويجهر به كما في تأمين القراءة، (وفي الثناء يشارك) الإمام (سرا، أو يستمع) له؛ لأنه ثناء وذكر لا يليق به التأمين

«Во всех намазах, в которых читается дуа кунут, даже в тех намазах, которые читаются про себя, имам должен читать кунут вслух, как об этом передал имам аль-Бухари и другие. Аль-Маварди сказал: “И пусть он (имам) читает вслух, но не так громко, как читает Коран, а тот, кто молится индивидуально, читает про себя, а ма’мумы вслух говорят амин, как это делали сподвижники в намазах за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) (передал Абу Давуд). Там, где (имам) читает дуа, они говорят “амин”, а в восхвалении они тоже вместе с имамом читают, но про себя, или просто слушают его, потому что это хвала и поминание, где не подходит говорить “амин”».

Из всего этого следует, что в шафиитском мазхабе чтение дуа кунут в желательных молитвах не является сунной. Об этом тоже сказано в «Асна аль-Маталиб».

Верующий может в дуа кунут обращаться с любыми дуа, какими он хочет, но не следует его слишком удлинять.

В «Шарх Сахих Муслим» (5/176) имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах)  говорится (с небольшим сокращением):

والصحيح أنه لا يتعين فيه دعاء مخصوص، بل يحصل بكل دعاء، وفيه وجه أنه لا يحصل إلا بالدعاء المشهور: (اللَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أَعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّ مَا قَضَيْتَ، إِنَّكَ تَقْضِي وَلَا يُقْضَى عَلَيْكَ، إِنَّهُ لَا يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ، تَبَارَكْتَ وَتَعَالَيْتَ)، والصحيح أنّ هذا مستحبّ لا شرط

«Достоверное мнение гласит, что для дуа кунут не обуславливаются определенные слова. Напротив, подойдут любые дуа. Есть слабое мнение, что для дуа необходимо сказать известные слова: “Аллахумма-хдини фи-ман хадайт, ва ‘афини фи-ман ‘афайт, ва тавалляни фи-ман тавалляйт, ва барик ли фи-ма а‘тайт, ва кыни шарра ма кадайт. Иннака такды ва ля юкда ‘аляйк, иннаху ля йазиллю ман валяйт, табаракта ва та‘алайт”. Однако достоверное мнение гласит, что эти слова желательны, но не являются условием».

Сунной также является благословлять Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его семейство в начале и в конце дуа.

Источник: aliftaa.jo

Похожие материалы