Что нарушает намаз?

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Намаз – один из столпов религии, требующий от нас трепетного отношения к соблюдению всех его предписаний: условия; обязательные составляющие; желательные и нежелательные действия; факторы, нарушающие намаз. На последнем из них хотелось бы заострить внимание в этой статье, а именно на факторах, нарушающих намаз. Мы детально разберём каждый из них, взяв за основу книгу Абу Бакра ад-Димьяти «Ианату т-Талибин» и книгу «Хашият ат-Тармаси» Мухаммада Махфуз ат-Тармаси (да смилуется над ними Аллах). К таким факторам относятся следующие:

1. намерение нарушить намаз;

Если человек вознамерился нарушить свой намаз либо немедленно, либо по прошествии временного промежутка, либо в связи с происшествием какого-либо события, даже обычно невозможного, то намаз нарушается в тот же миг, в противоположность случаю связывания нарушения своего намаза происшествием чего-либо, невозможного в принципе, согласно разуму, например, при объединении двух несовместимых действий или факторов — намаз в таком случае не нарушается. Однако, если человек вознамерился лишь совершить действие, нарушающее намаз, не имея намерения именно нарушить его, то намерение само по себе не нарушает намаз, если действие не было совершено. Также намаз нарушается, если человек колеблется, нарушить свой намаз или нет. Примеры:

— человек совершает намаз и решает выйти из него в этот же миг – намаз нарушается, даже если он не совершил каких-либо действий;

— человек совершает намаз и решает прервать его после совершения земного поклона (суджуд) – намаз нарушается, даже если он всё ещё читает суру Аль-Фатиха;

— человек совершает намаз и решает прервать его, если кто-то зайдёт в помещение – намаз нарушается, даже если никто в помещение не зашёл;

— человек совершает намаз и решает нарушить его, если некий человек взлетит – намаз нарушается, так как подобное согласно разуму возможно, даже если обычно не происходит в жизни;

— человек совершает намаз и решает нарушить его, если нечто окрасится одновременно и в чёрный, и в белый цвет – намаз не нарушается, так как, согласно разуму, подобное невозможно;

— человек совершает намаз и решает совершить два поясных поклона (руку’) вместо одного – в этом случае намаз не нарушается, пока он не совершит лишний поясной поклон;

— человек совершает намаз и начинает колебаться: нарушить ему свой намаз или нет – в этом случае намаз нарушается. Исключением являются колебания, вызванные васвасом, из-за которых намаз не нарушается.

2. совершение лишних действий;

Намаз нарушается:

— намеренным совершением одного или более физического рукна в неположенное для него месте;

— намеренным совершением одного (или более) чрезмерно размашистого лишнего действия, например, прыжка;

— совершение трёх и более значительных лишних движений подряд, пусть и по забывчивости.

К значительным движениям относятся движения крупными частями тела – руками или ногами. К таким движениям относятся шаги, поворот головы, движения кистью, руками и т. д.

В общем, нарушение намаза совершением большого количества лишних значительных действий происходит при соблюдении шести следующих условиях одновременно:

1. действий много (три или более);

2. человек убежден в совершении этих действий;

3. эти действия не имеют отношения к намазу;

4. человек знает о запрете совершения лишних движений в намазе. Если совершающий действия – из числа тех, кто не знает о запрете по уважительной причине, например, он проживает вдали от учёных или недавно принял Ислам, то это условие не засчитывается;

5. действия совершены подряд;

6. данный намаз не был намазом, совершаемым при повышенной опасности, по причине которой человек вынужден совершать лишние действия, или желательным намазом, совершаемым путником, при совершении которого определённые лишние действия не нарушают намаз.

Выражение «значительные действия» исключает незначительные действия, совершённые маленькими частями тела, к ним относится: шевеление пальцами, при котором кисть остаётся неподвижной; шевеление губами; моргание; шевеление языком во рту и т. д., то есть действия частями тела, при которых их основания остаются неподвижными. Все эти действия не нарушают намаз, даже при совершении их подряд в большом количестве, однако лучше не совершать их.

Если относительно действия есть сомнения, значительное оно или незначительное, то, согласно правилу «основа в намазе – его действительность», считается, что действие незначительное и намаз не нарушается троекратным совершением этого действия.

Вынужденное совершение лишних действий не нарушает намаз, например, при лишних движениях из-за нестерпимой чесотки или болезни, от которой трясутся конечности, при условии, что невозможно поймать промежуток времени, когда можно было бы совершить намаз, избежав этих действий. Если, к примеру, приступ чесотки обычно заканчивается и после него остаётся достаточно времени для совершения намаза, то необходимо дождаться окончания приступа и совершить намаз после него.

Под выражением «лишние движения подряд» подразумевается тот промежуток между действиями, при котором, согласно общепринятым нормам, эти действия считают совершёнными подряд, то есть нет какого-то конкретного установленного промежутка времени. Мнение о том, что слово «подряд» подразумевает промежуток длительностью в один ракаат, считается слабым мнением.

Примеры:

— человек после чтения суры Аль-Фатиха намеренно совершил земной поклон – намаз нарушается;

— человек после чтения суры Аль-Фатиха случайно совершил земной поклон – намаз не нарушается, при условии, что он сразу вернулся в стоячее положение и продолжил намаз как положено, однако в таком случае перед саламом желательно совершить два земных поклона из-за забывчивости (суджуд сахви);

— человек умышленно подпрыгнул на месте, прыгнул в сторону или произвёл сильный удар кулаком – намаз нарушается;

— человек, совершая намаз в джамаате, увидел в переднем ряду свободное место и занял его: совершил один шаг, поставив ногу в ряд, а за ней – второй, поставив вторую ногу рядом с первой – намаз не нарушается;

— у человека во время совершения намаза зачесалось бедро, и он почесал его, совершив при этом три или более движений кистью – намаз нарушается, если же он протянет руку к бедру, зафиксирует её, почешет бедро пальцами, не шевеля кистью, затем вернет кисть на место, то намаз не нарушается, так как было совершено всего два значительных движения;

— человек совершил движение рукой и вслед за этим сделал шаг, а по прошествии длительного промежутка времени повернул голову – намаз не нарушается, так как все три действия не были совершены подряд.

3. произнесение лишних букв;

Намаз нарушается при умышленном произнесении двух букв, не относящихся к Корану, поминанию Аллаха или мольбам (дуа), подряд, даже под принуждением, независимо от того имеют они какой-то смысл или нет. Также намаз нарушается при произнесении одной буквы, имеющей смысл. Намаз нарушается, даже если буквы были произнесены ради правильного совершения намаза имамом, например, во время совершения коллективного намаза имам сел там, где не предписано сидеть, и маъмум (следующий за имамом) говорит ему: «Встань!» – намаз нарушается.

Если две буквы были произнесены при откашливании, смехе, плаче, стоне, кашле или чихании, то намаз также нарушается. Однако, если во время совершения намаза человека подавил приступ кашля или чихания, остановить которые он не в силах, то намаз не нарушается, если в процессе будут произнесены лишние буквы.

Если во время совершения намаза не получается без откашливания прочесть обязательные его элементы – суру Аль-Фатиха, ташаххуд (ат-тахият) и т. д. – то произнесение букв из-за такого откашливания прощается. Что касается чтения желательных элементов намаза либо громкого чтения суры Аль-Фатиха имамом, то произнесение лишних букв из-за откашливания для этого не прощается.

4. произнесение лишних слов;

Намаз нарушается при произнесении семи и более слов, не относящихся к поминанию Аллаха, чтению Корана, мольбе и т. д., даже если произнести их случайно. Что касается поминания Аллаха, чтения Корана, мольбы и т. д. в неположенном для них месте, то намаз от этого не нарушается. Если имам во время намаза ошибся в аятах или в действиях, и маъмум произнёс поминание Аллаха с намерением лишь сделать напоминание имаму, то намаз маъмума нарушается, а если он имел намерение и помянуть Аллаха, и сделать напоминание имаму, то намаз не нарушается.

Примеры:

— человек услышал, как некто стучится в дверь, и непроизвольно сказал: «Входите, дверь открыта!» – намаз не нарушается, так как слова были произнесены по забывчивости;

— человек в аналогичной ситуации, совершая намаз, произнёс более шести слов – намаз нарушается, даже если они были сказаны неумышленно;

— маъмум заметил, что имам встаёт на пятый ракаат или ошибся в аятах Корана, и произнёс «субханаЛлах!» или громко прочёл аяты с намерением и произнести поминание Аллаха, и сделать напоминание имаму – намаз не нарушается;

— маъмум в аналогичной ситуации произнёс эти слова с намерением лишь сделать напоминание имаму – намаз нарушается.

5. совершение того, что нарушает пост.

Намаз нарушается из-за всего того, из-за чего нарушается пост, с одним уточнением: случайное проглатывание чего-либо в большом количестве нарушает намаз, несмотря на то, что пост от этого не нарушается, по причине того, что в намазе такое может произойти крайне редко, в отличие от поста. Если намеренно проглотить даже нечто малое по общепринятым нормам, то намаз нарушается.

Если проглотить мокроту, достигшую ротовой полости выше середины гортани (место образования звука ح), имея возможность её сплюнуть, то намаз нарушается. Если мокрота не достигла этого места и была проглочена, то намаз не нарушается. Если мокрота попала в ротовую полость и человек, будучи не в силах её выплюнуть, проглотит её, то намаз не нарушается – так же, как в случае с едой, застрявшей между зубами.

Просим Аллаха дать нам силы и возможность соблюдать Его предписания должным образом!

Похожие материалы