Вопрос: я люблю совершать коллективные намазы в мечети, однако моя семья запрещает мне отправляться на такие намазы, обосновывая это тем, что там бывают различные болезни и тому подобное. Имею ли я право ослушаться их в этом или же я обязан им повиноваться?
Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Коллективные намазы — один из отличительных признаков этой уммы, и минимальное количество молящихся для него — двое. Человек достигает достоинства коллективного намаза совершением его дома с супругой или детьми, на работе с коллегами и в других подобных ситуациях. Законность коллективного намаза установлена Кораном, Сунной и единогласным мнением уммы. Всевышний Аллах сказал:
وَإِذَا كُنْتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلاةَ
«Когда ты (Мухаммад) среди них и руководишь их намазом»[1].
В этом аяте Всевышний Аллах вменил совершение коллективного намаза в состоянии опасности, соответственно он будет тем более его следует совершать, находясь безопасности. Наш господин Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
صَلَاةُ الْجَمَاعَةِ أَفْضَلُ مِنْ صَلَاةِ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً
«Коллективный намаз ценнее индивидуального в 27 раз»[2].
Коллективный пятикратный намаз — коллективная обязанность (фард аль-кифия) по отношению к мужчинам, проживающим в данной местности, что вытекает из-за слов нашего господина Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
مَا مِنْ ثَلَاثَةٍ فِي قَرْيَةٍ وَلَا بَدْوٍ لَا تُقَامُ فِيهِمْ الْجَمَاعَةُ إلَّا اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمْ الشَّيْطَانُ [أَيْ غَلَبَ] فَعَلَيْكَ بِالْجَمَاعَةِ فَإِنَّمَا يَأْكُلُ الذِّئْبُ مِنْ الْغَنَمِ الْقَاصِيَةِ
«Если не будут совершать (обязательный) намаз любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, то шайтан обязательно победит их, и поэтому тебе следует совершать намаз вместе: волк пожирает лишь ту овцу, которая отбивается (от стада)»[3].
Мужчинам лучше совершать коллективный намаз в мечети, чем в других местах, как, например, дома, что также известно из-за слов нашего господина Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
(صَلُّوا أَيُّهَا النَّاسُ فِي بُيُوتِكُمْ، فَإِنَّ أَفْضَلَ الصَّلَاةِ صَلَاةُ الْمَرْءِ فِي بَيْتِهِ إلَّا الْمَكْتُوبَة
«О люди, совершайте намазы в своих домах! Поистине, лучший намаз — это намаз мужчины в своем доме, за исключением обязательных пятикратных намазов»[4].
Слова: «За исключением обязательных пятикратных намазов», означают, что их лучше совершать в мечети. Для женщины коллективный намаз лучше совершать дома, чем в мечети, как об этом сказал наш господин Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
«Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, однако их дома лучше для них»[5]. Детям повелевают посещать мечети и совершать коллективные намазы, чтобы это стало для них привычным.
Существуют общие уважительные причины для пропуска коллективных намазов: сильный дождь, из-за которого сложно выйти на улицу; порывный ночной или жаркий ветер; большое количество грязи на улице, которой сложно не испачкаться; сильные жара и холод и так далее. Также существуют частные причины: болезнь, при которой сложно двигаться и добираться до мечети, подобно тому, как это сложно дается при дожде; сильная сонливость; явные голод и жажда; состояние, когда человек сдерживает свои желания справить малую или большую нужду или сдерживает газы, чтобы не нарушить омовение; боязнь за себя, за органы своего тела или дееспособность этих органов, а также за имущество или честь и так далее.
Если родители требуют от ребенка не совершать намаз в мечети из явных благих побуждений и желания уберечь его ребенка от вреда, который, по их мнению, вероятно с ним произойдет, будь это болезнь при эпидемии, похищение, убийство или нападение во время смуты, то в таком случае он обязан слушаться родителей. Если же их требования сопряжены с их упрямством или неверным представлением о вероятном происхождении неприятностей и вреда, то не обязательно ребенку слушаться родителей в случае, если он сам будет благоразумным.
Подобное подтвердил шейх аль-Ислам, имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах). Ему задали вопрос о мужчине, у которого есть разумный совершеннолетний благоразумный ребенок, который пожелал отправиться к ученым фикха для изучения религии, взяв взаймы книги и необходимые для учебы принадлежности, а также выходить для исполнения своих нужд или посещения праведников и других целей, приближающих к Аллаху. Отец запретил ему делать это и велел оставаться дома, аргументировав это страхом, что сын может попасть в общество плохих людей. Сын же не сомневается в обратном, так как подобные люди ему ненавистны и он их сторонится. Имеет ли право сын совершить желаемое?
На этот вопрос ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) ответил в «Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра» (229/2):
إذا ثبت رشد الولد -الذي هو صلاح الدين والمال معاً- لم يكن للأب منعه من السعي فيما ينفعه ديناً أو دنيا، ولا عبرة بريبة يتخيلها الأب مع العلم بصلاح دين ولده وكمال عقله. نعم إن كان في البلد فجرة يأخذون مَنْ خَرَج مِن المرد إلى السوق مثلاً قهراً عليهم تأكد على الولد إذا كان كذلك أن لا يخرج حينئذ وحده؛ لنهيه صلى الله عليه وسلم عن الوقوع في مواطن التهم، فأمر الوالد له في هذه الحالة بعدم الخروج مع الخوف يعذر فيه، فلا يجوز للولد مخالفته إذا تأذى الوالد بذلك تأذياً ليس بالهين، ولم يضطر الولد للخروج… وأمره لولده بفعل مباح لا مشقة على الولد فيه يتعين على الولد امتثال أمره إن تأذى أذى ليس بالهين إن لم يمتثل أمره، ومحله أيضاً حيث لم يقطع كل عاقل بأن ذلك من الأب مجرد حمق وقلة عقل
«Если установлено благоразумие ребенка, что проявляется одновременно в благочестии в религии и в вопросах имущества, то отец не в праве запрещать заниматься тем, что принесет пользу в религии и в мирской жизни. И не берется в расчет воображаемое опасение отца в то время, как известно благочестие его сына в религии и полноценность его ума. Однако если в городе орудуют нечестивцы, которые могут похищать безбородых юношей, идущих, например, на рынки, то ребенку необходимо отказаться от выхода из дома в одиночку по причине запрета Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) посещать подозрительные места.
В такой ситуации получается, что запрет отца на выход ребенка из дома будет оправданным, и ребенку непозволительно ослушаться его, если этим он серьезно ранит своего отца. В таком случае нет необходимости ребенку выходить. Когда отец повелевает ребенку совершить что-то дозволенное религией, что ребенку несложно выполнить, то он обязан подчиниться повелению отца, если своим ослушанием он сильно ранит своего отца. Это уместно также по той причине, что не всякий здравомыслящий человек убежден, что это требование со стороны отца — просто глупость и отсутствие разума».
Следовательно, если требование родителей от ребенка не посещать мечети для совершения коллективных намазов основано на явных благих побуждениях и желании сохранить своего ребенка от вреда, который, по их мнению, вероятно с ним произойдет, как болезнь при эпидемии, похищение, убийство или нападение во время смуты, либо оно основано на их личной выгоде, как в случае, если они стары или больны, либо его присутствие рядом приносит их сердцу покой, то во всех этих ситуациях он обязан подчиниться своим родителям. Однако если их требования сопряжены с их упрямством или неверным представлением о вероятном происхождении неприятностей и вреда, то ребенок не обязан подчиняться им, так как обязанность подчинения родителям сопряжена с наличием явной пользы для них.
В данной ситуации в запрете на совершение коллективных намазов нет явной пользы для них, если ребенок является умным и благоразумным. На ребенке лежит обязанность быть вежливым к родителям в любой ситуации. А Всевышнему Аллаху известно лучше!
Источник: aliftaa.jo
[1] Коран, 4:102.
[2] Аль-Бухари, Муслим.
[3] Абу Давуд, ан-Насаи.
[4] Бухари, Муслим.
[5] Абу Давуд.