Третий вопрос:
Установлено ли, что кто-либо из сподвижников или табиинов обращался к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти?
Ответ:
Да, это установлено и вот некоторые доказательства:
- Передали аль-Байхакы и Ибн Аби Шайба с достоверным иснадом от Малика ад-Дара, который был хранителем продовольствия у Умара, да будет доволен им Аллах: «Во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, людей постигла засуха, и какой-то человек пришел к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О Посланник Аллаха, попроси дождя для своей уммы, ибо они погибают». Посланник Аллаха явился к нему во сне и сказал: «Иди к Умару ибн аль-Хаттабу, передай ему приветствие (салям) и оповести его, что им пошлют дождь». Тот явился к Умару и сообщил ему об этом. Заплакал Умар, да будет доволен им Аллах, и потом сказал: «О Господь мой! Я делаю всё, что могу»». Эту историю сочли достоверной хафиз Ибн Касир в «аль-Бидаят» (7/101) и хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатх аль-Бари» (2/495).
Действие человека, являющегося сподвижником или табиином, которое не порицал и не запретил ни Умар, ни кто-либо другой, является единогласным мнением (иджма`).
Передал Сайф в «аль-Футух», что этим человеком был один из сподвижников – Биляль ибн Харис аль-Музани. Ибн Хаджар сказал, что его иснад достоверен («Фатх аль-Бари», 2/415).
- Передали ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Байхакы и ат-Табарани с достоверным иснадом хадис о посредничестве Пророка для исцеления слепого.
Вот текст хадиса: «От Усмана ибн Хунайфа, да будет доволен им Аллах: «Человек, лишившийся зрения, пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Попроси Аллаха исцелить меня». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если хочешь, я попрошу за тебя, а если хочешь, потерпи, и это лучше для тебя». Тот сказал: «Попроси». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему хорошо совершить омовение и прочитать такую молитву: «О Аллах, воистину, я обращаюсь к тебе посредством твоего Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад! Посредством тебя я обращаюсь к моему Господу в моей этой нужде, чтобы Он исполнил мне ее. О мой Аллах, сделай его заступником для меня». Усман сказал: «Клянусь Аллахом, мы не успели разойтись и поговорили недолго, и этот мужчина вышел к нам таким, как будто он не был слеп»».
Этот хадис передали также Ибн Хузайма в «Сахих», Ахмад в «Муснад», Ибн Маджа в «Сунан», аль-Хаким в «аль-Мустадрак» удостоверив его, а аз-Захаби согласился с ним.
Также его передал Ибн Абу Хайсама в «Тарих» с достоверным иснадом. Вот его текст: «От Усмана ибн Хунайфа, да будет доволен им Аллах: «Слепой человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я лишился зрения, попроси Аллаха для меня». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Иди соверши омовение, соверши намаз в два ракаата и затем скажи: «О Аллах! Я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я прошу твоего заступничества перед моим Господом для возвращения моего зрения. О Аллах! Прими мое заступничество за самого себя и сделай моим заступником Пророка в возвращении мне зрения»». И если есть нужда, то делай так же»».
Его слова «И если есть нужда, то делай так же» – дополнение, встречающееся лишь у Хаммада ибн Сальмата, и оно заслуживает доверия и принятия, так как не противоречит основе хадиса и основному содержанию, а наоборот, полностью согласуется с ним, так как основа в хадисе – что у него общее значение и его можно практиковать во все времена.
Хафиз Абу Хатим ибн Хиббан сказал в «ас-Сикат» (1/8): «Добавление слов, по нашему мнению, допустимо от заслуживающих доверия, так как допустимо, что у шейха присутствовало множество людей, слушавших его, и затем кто-либо из них мог забыть кое-что, а другой, подобный ему или чуть менее сильный, чем он, мог запомнить».
Сподвижники, табиины, саляфы и халяфы практиковали переданное в этом хадисе от Усмана ибн Хунайфа для исполнения своих нужд.
Передал ат-Табарани в «аль-Му`джам ас-Сагир», не доводя передачу до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и причисляя хадис к достоверным: «От Усмана ибн Хунайфа: «Один человек по своей нужде ходил к Усману ибн Аффану, да будет доволен им Аллах, но Усман не выполнял его нужду. Тогда этот человек встретил Усмана ибн Хунайфа и пожаловался ему. Усман ибн Хунайфа сказал этому человеку: «Сходи в комнату для омовения, соверши омовение, затем иди в мечеть, соверши два ракаата и скажи: «О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь через твое посредничество к твоему Господу, чтобы Он выполнил мою просьбу». Потом излагай свою просьбу»».
В хадисе далее говорится, что просьба этого человека была выполнена. Ат-Табарани привел этот хадис также и в «аль-Му`джам аль-Кабир», также его привел и аль-Байхакы в «Даляиль ан-Нубувват».
- Хафиз ад-Дарими в своем «Сунан» в главе «О том, чем Всевышний Аллах возвеличил Своего Пророка после смерти» от Абу Джавзи Авса ибн Абдуллаха приводит следующее: «Жителей Медины постигла сильная засуха, и они пожаловались Аише, да будет доволен ею Аллах, и она сказала: «Посмотрите на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сделайте в крыше над ним окошко так, чтобы между могилой и небом не было крыши». Они сделали это, и пошел дождь так, что выросла трава и верблюды стали такими жирными, что у них разрывалась шкура от жира, и этот год назвали годом разрывания».
Это хороший хадис, и передатчики у него – как у достоверного сборника Бухари, за исключением Амра ибн Малика, но и он заслуживает доверия.
- Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу, да будет доволен им Аллах, отправляя его в Йемен: «Возможно, ты пройдешь мимо моей могилы и моей мечети». Хадис передали Ахмад и ат-Табарани, и его передатчики заслуживают доверия. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер и Муаз пришел к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, плача. Мимо него проходил Умар, да будет доволен им Аллах, и спросил его: «Что заставило тебя плакать?» Муаз сказал: «Хадис, услышанный мною от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что показуха – это малое многобожие». Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Хаким, и он назвал его достоверным, не имеющим изъянов, а аз-Захаби с ним согласился.
Группа хафизов и мухаддисов[1], в числе которых – имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Азкар» и Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в своем тафсире[2], передают от аль-Утбы[3]:
«Я сидел у могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подошел один бедуин и сказал: «Мир тебе, о Посланник Аллаха». Я слышал, как Аллах сказал: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе (т.е. совершив грех), пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, и если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» (сура «Ан-Ниса», аят 64). И вот я пришел к тебе, прося прощения за свой грех и прося у тебя заступничества перед моим Господом» – затем он продекламировал:
О самый превосходный из тех, чьи кости похоронены в равнине.
Созрели от их благоухания равнина и холмы.
Да буду я жертвой могиле, в которой ты обитаешь.
В нем (Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) – добродетель, щедрость, благородство.
Потом этот бедуин ушел, и я задремал и увидел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во сне, и он сказал мне: «О Утби, догони этого бедуина и обрадуй его тем, что Аллах простил его»».
Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, в своем тафсире передает от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах: «Пришел к нам один бедуин через три дня после того, как мы похоронили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и бросился на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он посыпал свою голову землей с его могилы и сказал: «Ты говорил, о Посланник Аллаха, и мы слушали твои слова, ты осваивал от Аллаха, мы осваивали от тебя, и среди того, что Он ниспослал тебе, было: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе…» (сура «ан-Ниса», аят 64) – и прочитал аят до конца. Я поступил несправедливо к себе и пришел для того, чтобы ты просил прощения за меня». В это время из могилы раздался голос: «Воистину, ты прощен»»[4].
Доказано и установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, просил посредством пророков, бывших до него.
Передает ат-Табарани в сборниках «аль-Му`джам аль-Кабир» и «аль-Авсат» от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, следующее: «Когда умерла мать Али ибн Абу Талиба, Фатима бинт Асад ибн Хашим, к ней вошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел у ее изголовья и сказал: «Да смилуется над тобой Аллах, о моя мать после моей матери». Далее в хадисе говорится: «И когда они дошли до могильной ниши, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выкопал эту нишу сам и выбросил землю своими руками. Потом он лег в эту нишу и сказал: «О Аллах, Оживляющий и Умерщвляющий, Живой и Неумирающий, прости грехи моей матери Фатиме бинт Асад, и научи ее правильному ответу (ангелам в могиле), и расширь ей могилу ради достоинства Твоего Пророка и достоинств пророков, которые были до меня! Воистину, Ты милосерднее всех». После этого он совершил четыре такбира[5]. И он, Аббас и Абу Бакр ас-Сиддык, да будет доволен ими Аллах, положили ее в нишу». Это хороший хадис.
Аль-Хайсами сказал в «Маджму аз-Заваид» (9/225): «Его передал ат-Табарани в «аль-Кабир» и «аль-Авсат», и в нем[6] есть Равах ибн Салях. Его сочли заслуживающим доверия Ибн Хиббан и аль-Хаким, и в нем имеется некая слабость, остальные его передатчики – такие же, как у достоверных хадисов».
Исследователи (мухаккыки) говорят, что тот, кто понизил степень Раваха ибн Саляха, не назвал причину этого и не объяснил свое действие, и поэтому такое опровержение имеет неясную, неопределенную форму. Такое понижение степени не сопоставимо по силе с доверием и подтверждением других ученых, которое мы упомянули.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам научил нас молитве (дуа для посредничества), которую мусульманин произносит, выходя из дома для совершения намаза.
Передается от Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто выйдет из своего дома на намаз и скажет: «О мой Аллах! Воистину, я прошу Тебя правом просящих и прошу Тебя этим моим прохождением [пути]. Воистину, я вышел, не будучи заносчивым, неблагодарным и не напоказ и не ради славы. Я вышел, боясь Твоего гнева и добиваясь Твоего довольства. Я прошу Тебя защитить меня от огня Ада и простить мне мои грехи. Воистину, грехи прощаешь только Ты», – к тому повернется Аллах и для того семьдесят тысяч ангелов будут просить прощения грехов»».
Хадис привели Ибн Маджа, Ахмад, Ибн Хузайма удостоверив его, ат-Табарани, Ибн ас-Сунни, аль-Байхакы и Ибн Аби Шайба, и его иснад хороший. К хорошим этот хадис причислили многие хафизы хадисов, среди них – хафиз ад-Димьяти, хафиз Абуль-Хасан аль-Макдиси, шейх, хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Ираки, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да смилуется над ними Аллах.
Сообщается, что Адам, мир ему, просил посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, еще до появления его благородного тела.
От Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Адам совершил проступок, он сказал: «О мой Господь, я прошу Тебя простить меня ради Мухаммада». Тогда Аллах сказал ему: «О Адам, как ты узнал про Мухаммада, ведь Я еще не сотворил его?» Адам ответил: «О мой Господь! Когда Ты создал меня Своей рукой и вдохнул в меня душу, я поднял голову и увидел на подпорках Арша[7] надпись «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Посланник», и я знал, что Ты присоединишь к Своему имени лишь имя самого любимого Тобой творения». Тогда Аллах сказал: «Ты прав, Адам. Он самое любимое Мною творение, и если ты просишь Меня ради него, то Я прощаю тебя. Если бы не Мухаммад, Я бы не создал тебя»».
Этот хадис передали аль-Хаким, причислив его к достоверным, и аль-Байхаки в «Даляиль», сказав, что он передается лишь от Абдурахмана ибн Зейда ибн Асляма, а он слабый передатчик. Его также упомянул и Ибн Касир в «Аль-Бидая» (1/180), не причислив его к вымышленным.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал о том, что его умма будет просить победы посредством его сподвижников и их последователей, и они будут одарены победой.
Приводит Абу Я`ля аль-Мавсули в своем «Муснад» с достоверным иснадом от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придет время, когда войско, выходя в поход, будет спрашивать: «Есть ли среди вас кто-либо, кто был с Мухаммадом, чтобы посредством него просить победу и быть одаренным ею?» Затем спросят: «Есть ли среди вас такой, кто был с Мухаммадом?» Ответят: «Нет». Тогда спросят: «Кто видел тех, кто был с его сподвижниками?» Если бы слышали о таком за морем, они бы пришли к нему».
В одном риваяте говорится: «Потом останутся люди, читающие Коран и не знающие, что это».
Хафиз аль-Хайсами сказал в «Маджму аз-Заваид» (10/18): «Его передатчики – такие же, как у достоверных, и в хадисе заключена желательность просьбы посредством праведников».
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил о победе посредством бедных мухаджиров».
Аль-Хайсами сказал (10/262): «Передал ат-Табарани двумя путями и передатчики одного из них такие же, как у достоверного».
Если спросят: «Почему Умар просил дождь посредством Аббаса, как это установлено в «Сахихе», и не просил о дожде посредством Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?»
Ответ: Посредничество (тавассуль) Умара через Аббаса, да будет доволен ими Аллах, поясняет обоснованность просьб посредством тех, кто не является пророком. Он поясняет, что в этом нет греха. Аббас, да будет доволен им Аллах, был избран из других сподвижников, дабы указать на достоинство родных Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если бы Умар просил посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то нашлись бы те, кто сказал: «Дозволена лишь просьба посредством пророков. Если бы можно было прибегать к посредничеству других, это сделали бы сподвижники, да будет доволен ими Аллах».
Отвечая на это, ученый-исследователь Мухаммад Аляви аль-Малики, да воздаст ему Аллах благом, сказал, что тот факт, что Умар не прибег к посредничеству (тавассуль) через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не означает запрещенности или нежелательности этого, а указывает лишь на то, что это допустимо не делать. Запрет или нежелательность требуют другого аргумента в пользу запрета.
Этот вопрос подробно разобран с добавлением нужных пояснений исследователем, выдающимся ученым, шейхом Абдуллах ибн Сиддык аль-Гумари, да смилуется над ним Аллах, в монографии, изданной под названием «Хусну-т-тафахум ва-д-дарк аль-масъалати тарк». Желающие могут ознакомиться с ней.
Воистину, сподвижники не прибегнули к посредничеству (тавассуль), – о величии и достоинстве которого имеется единодушное мнение, – и это просьба посредством имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, в то время, когда они нуждались в этом и была сильная засуха. Означает ли это, что такой вид посредничества запрещен?
Слова Умара, да будет доволен им Аллах «воистину, мы обращаемся к Тебе посредством дяди Твоего Пророка» не выводят его за рамки посредничества через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как Аббас в своем дуа сказал: «Люди обратились к Тебе через меня из-за моей близости к Твоему Пророку»[8].
В посредничестве Умара, да будет доволен им Аллах, через Аббаса, да будет доволен им Аллах, – поиск довольства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и подражание ему, заключающееся в проявлении почтения к его дяде. А посредником его избрали из-за его близости к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Вместе с этим здесь содержится и надежда на его мольбу из-за его праведности.
Если спросят: «Установлено ли, что Всевышний Аллах приносит пользу тем, кто живет земной жизнью, через тех, кто находится в барзахе?»
Ответ: Да, в двух сборниках «Сахих» – аль-Бухари и Муслим – в хадисе о вознесении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится, что из-за нашего господина Мусы, мир ему, количество ежедневных молитв уменьшилось с пятидесяти до пяти. Это польза, которую Всевышний принес через нашего господина Мусу, мир ему, всей умме Мухаммада до Судного дня.
[1]Также передали этот асар и не сочли это многобожием или нововведением следующие ученые: Ибн Асакир в «Му`джаму Шуюх», Мухиббуддин ат-Табари в «Гаятуль Ихкам фи Ахадисиль Ахкам», Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали в «Мусируль-Гарамис Сакин иля Ашрафиль-Амакин», Ибн Кудама аль-Макдиси в «Аль-Мугни» и многие другие мухаддисы, муфассиры и факихи. (прим. редактора).
[2] Ибн Касир сказал: «Некоторые – в том числе и шейх Абу Наср ибн Саббаг (один из ученых мазхаба аш-Шафии – ум. в 477-м г. по хиджре/1084 г. по милади) в своей книге «Аш-Шамиль» – рассказали известную историю от Утбы», – и далее привел этот асар.
[3] Один из влиятельных ученых мазхаба имама Малика и его книга «Аль-Утбийя» одна из основ мазхаба; умер в 255 г. по хиджре/869-м году по милади.
[4] Этот асар также передали Абу Исхак ас-Са`ляби, Абу Хайян аль-Андалуси и Хафизуддин ан-Насафи своих тафсирах. А с иснадом его передали хафиз Абу Са`д ас-Сам`ани в книге «Ад-Даляиль» и Джалалуддин ас-Суюты в «Аль-Хави лиль-фатава».
[5] То есть совершил джаназа-намаз.
[6] То есть в цепочке передатчиков этого хадиса.
[7] Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из света (нур). Имам аль-Куртуби сказал: «Всевышний Аллах выделяет ‘Арш по причине того, что Он является величайшим из творений, в которое заходит все, что меньше этого!» См. «Тафсир аль-Куртуби», 8/302.
[8] Эти слова Аббаса, да будет доволен им Аллах, приводят Ибн Асакир в «Тарих Димашк», Абу Бакр ад-Динури в «Аль-Маджалисат ва джавахир аль-Ильм», Ибн Абдиль-Барр в «Аль-Исти`аб фи ма`рифат ас-Сахаб», Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатх аль-Бари».