ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ХАДИСОВ ПРОРОКА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ДОЗВОЛЕННОСТЬ ИСТИГАСЫ И ИСТИ`АНЫ ПОСРЕДСТВОМ ПОМОЩИ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА, КОТОРОЙ ОН СНАБДИЛ ВСЕ ТВОРЕНИЯ
Хадис первый
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своем сборнике «Сахих» приводит хадис от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Солнце в Судный День приблизится настолько, что пот дойдет до ушей, и люди в этом состоянии будут просить помощи у Адама, затем у Мусы, затем у Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует»».
Этот хадис указывает на то, что все, кто там будет находиться, единодушны в том, что дозволено просить спасения у пророков. Все это происходит по внушению Всевышнего. Это указывает на желательность посредничества (тавассуль) и просьбы о помощи (истигаса) посредством них в ближней и последней жизни.
После этой просьбы о помощи им ответят, и это самое большое доказательство тому, что просьба о помощи, обращенная к великим людям из числа приближенных к Аллаху, – это один из самых больших ключей к избавлению от бед и одна из причин довольства Господа миров.
Если бы эта просьба о помощи посредством пророков и посланников была разновидностью многобожия (ширка), то все, кто там, были бы в хадисе причислены к многобожникам и [было бы сказано, что] их действия вызовут гнев пророков и посланников и они не внимут их мольбе и скажут: «Просите помощи у Аллаха».
Но все наоборот: пророки и посланники, мир им, внимут им, и, сколько бы противники ни доказывали обратное, это не имеет никакого отношения к многобожию.
Хадис второй
От Утбы ибн Газвана, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи в пустыне, где у него нет спутника, то пусть воззовет: «О рабы, Аллаха помогите мне», – ибо у Аллаха есть рабы, которых мы не видим». Передал ат-Табарани в «аль-Му`джам аль-Кабир» и сказал: «Это было испробовано»[1].
Этот хадис ясно свидетельствует о том, что дозволено просить о помощи тех рабов Аллаха, которых мы не видим, и обращаться к ним. Сюда относятся и те, кто в барзахе и это относится к тем, чьи души перемещаются, куда хотят. О том, что указывает на это, говорилось выше.
Имам Ахмад ибн Ханбаль поступал согласно этому хадису. В «Шу`б аль-иман» аль-Байхакы и в «Китаб аль-масаиль» Абдуллах ибн Ахмад говорит, что он слышал, как отец сказал: «Я пять раз ездил на хадж. Из них два раза верхом, три пешком или три верхом, два пешком. В одну из поездок, когда я ходил пешком, я заблудился и стал говорить: «О рабы Аллаха, укажите нам дорогу». И он продолжал произносить это, пока не нашел дорогу»[2].
Хадис третий
От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, не считая хранителей, записывающие все листочки, падающие с деревьев на землю. И если у кого-нибудь возникнет проблема в безлюдном месте, пусть воззовет: «Помогите, о рабы Аллаха»».
Хафиз аль-Хайсами в «Маджму аз-Заваид» (10/132) сказал: «Этот хадис передал аль-Баззар, и передатчики этого хадиса надежные». Хафиз аль-Аскаляни в «Тахридж аль-Азкар» сказал, что этот хадис с хорошим иснадом и относится к категории «гариб» (Шарх Ибн Алляна, 5/151). Этот хадис привел также и аль-Байхакы в «Шу`б аль-иман» от Ибн Аббаса, отнеся его к категории «мавкуф[3]».
Хадис четвертый
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-Азкар» упоминает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите! – ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы), они задержат его».
Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Му`джам аль-Кабир» от Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, его также упомянул и Ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Вабилу Сайиб» и упомянул, что его шейх Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, применял его[4].
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, после приведения этого хадиса говорит: «Один из наших великих шейхов[5], которому был известен этот хадис, рассказывал мне, что как-то раз у него убежало одно из верховых животных, по-моему, мулица, и он произнёс эти слова, после чего по воле Аллаха оно немедленно было задержано. Что же касается меня, то однажды я находился в пути вместе с несколькими другими людьми, у которых убежало какое-то животное. Они не смогли его поймать, а я произнёс эти слова, и животное немедленно остановилось без всякой причины, если не считать таковой те слова, которые я произнёс».
Хадис пятый
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-Азкар» упомянул: «(Однажды, когда) мы были у Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, у него онемела нога, и какой-то человек посоветовал: «Вспомни того, кого ты любишь больше всех». (Абдуллах) воскликнул: «О Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!» – после чего будто освободился от пут». Передал Ибн ас-Сунни.
От Муджахида, да смилуется над ним Аллах, передается, что он сказал: «(Как-то раз) у одного человека, который находился в обществе Ибн `Аббаса, онемела нога. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вспомни того, кого ты любишь больше всех». Тот воскликнул: «Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!» – и онемение в его ноге прошло». Передал Ибн ас-Сунни. Также этот случай упомянул и Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, в «аль-Калимат ат-Тайиб».
Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что кличем мусульман было: «О Мухаммад!» («аль-Бидая ван-Нихая», 6/324).
Некоторые ученые сказали: «И если дозволяется просить Аллаха посредством дел, то просить посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тем более дозволено, потому что он лучшее из созданий, а дела тоже сотворены. И Аллах любит Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем дела и другие творения».
Я же скажу, что из этих хадисов становится ясно, что в поминании Посланника Аллаха, зове к нему, просьбе о помощи посредством него, нет многобожия, иначе те имамы из числа сподвижников и табиинов были бы многобожниками. Они, конечно же, не были таковыми, наоборот, они избранные единобожники и лучшие из верующих.
Если же отдельные современники, считающие себя сведущими в науке о хадисах и ее основах, скажут, что эти хадисы слабы, ответим:
Среди них нет ни одного хадиса, который бы не причислил к хорошим хотя бы один из почитаемых имамов в этой области, на что указывалось ранее. А те самозванцы (из числа наших современников), кто причислил их к слабым, сделали это, следуя своим личным мнениям и страстям, так как эти хадисы противоречат греховному нововведению и им не оставалось ничего другого, как объявить хадис слабым. Даже если допустить, что он слабый, он считается доводом, так как некоторые имамы следовали ему, а известно, что, по мнению хадисоведов, слабый хадис усиливается, если согласно ему поступали имамы, и так он переходит в разряд принимаемых, и умма принимает его и руководствуется им.
Имам аль-Байхакы, да смилуется над ним Аллах, сказал в сборнике «Сунан аль-Кубра», приведя хадис о намазе «тасбих», говорит: «Его совершал Абдуллах ибн аль-Мубарак, и праведники передавали его (т.е. совершение этого намаза) друг другу. И это придает силу хадису категории «марфу`[6]»».
Если спросят: «Что означает «аль-джах» (высокое положение), посредством которого обращаются к Аллаху?»
Ответ: «аль-Джах» – это степень, которой Всевышний Аллах выделяет, кого хочет из Своих рабов. Всевышний Аллах описывается атрибутом выделения, избирания. Всевышний сказал в Коране (смысл): «Он отличает Своим милосердием, кого пожелает» (сура аль-Имран, аят 74). Пророчество, посланническая миссия, приближенность к Аллаху получаются по избранию, они не приобретаются, а являются божественной милостью, избранием Всевышним, и по этой причине раб получает пред Всевышним степень, называемую «аль-джах».
Всевышний описывает избрание так (смысл): «Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к нему» (сура «Ан-Нур», аят 13). Аллах утверждает наличие этого высокого положения, знатности, ранга у некоторых пророков и ангелов, мир им, в некоторых священных текстах:
- О нашем господине Мусе, мир ему, Он сказал (смысл): «Он был почитаем перед Аллахом» (сура «аль-Ахзаб», аят 69).
- О нашем господине Исе, мир ему, Он сказал (смысл): «Он будет почитаем в этом мире и в последней жизни и будет одним из приближенных». (сура «аль-Имран», аят 45).
- О нашем господине Джибриле, мир ему, Он сказал (смысл): «обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого» (сура «ат-Таквир»), т. е. обладатель высокой степени.
Бесспорно то, что, если какое-либо достоинство считается установленным, доказанным для какого-либо из пророков или ангелов, такое же устанавливается и для всех пророков, мир им, так как они избранные люди и лучше, чем избранные ангелы.
Когда человек молит Аллаха посредством высокого положения пророка или любимца Аллаха (вали), то это означает, что он обращается к Аллаху посредством одного из Его дел, которое Он сотворил для этого пророка и которое назвали высоким положением, и посредством Его качества, названного избранием (ихтисас). Это уже входит в категорию обращения к Аллаху посредством Его атрибутов и действий, что допускается всеми признанными учеными.
Если спросят: «Как мы узнаем, что этот раб обладает высоким положением перед Всевышним Аллахом?»
Ответ: Мы это узнаем по оповещению от Всевышнего Аллаха, либо по упоминанию этого в Его Благородном писании, как в предыдущих текстах, либо по оповещению от Его посланников, например, как о сподвижниках и части табиинов, подобно оповещению об Увайсе аль-Карани, да смилуется над ним Аллах, либо Всевышний Аллах причисляет их к тем, к кому хорошо относятся все правоверные из числа Его праведных рабов. В их сердца проникает любовь к ним, а их языки начинают их хвалить. Так мы понимаем, что они обладают высоким положением и степенью, так как праведники – свидетели Аллаха на земле.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом, обращаясь к своим сподвижникам, да будет доволен ими Аллах и тем праведникам, кто подобен им: «Какого бы раба вы ни похвалили, он этим получит Рай; о каком бы рабе вы ни отозвались плохо, он этим получит Ад. Вы свидетели Аллаха на земле». Привели аль-Бухари и Муслим.
Если вы хотите узнать степень раба перед Всевышним Аллахом, посмотрите, как к нему относятся праведники из числа саляфов и халяфов, и посмотрите, что сказали о нем крупные ученые.
Если спросят: «Как нам согласовать вышеприведенные доводы с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданным ат-Табарани в риваяте марфу`: «Не взывают о помощи ко мне, а взывают к Аллаху»?[7]
Один из величайших исследователей, да воздаст ему Аллах добром, ответил на это так: «Цель этого – утверждение сути Единобожия в убеждении, то есть что в действительности помогает Всевышний Аллах, а раб – всего лишь посредник в этом».
Я же скажу, в свою очередь, что этот хадис не противоречит хадисам, указывающим на дозволенность посредничества и просьбы о помощи. В нем лишь поясняется, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не воздействует сам на то предписанное, которое Аллах проводит его руками в земной жизни и барзахе.
Всевышний во многих аятах проводит параллель между Собой и Своего раба и посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), например, в словах Всевышнего (смысл): «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура «Ан-Ниса», аят 80), – или: «Воистину, те которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха над их руками» (сура «Аль-Фатх», аят 10).
Этот хадис так же поясняет, что сила и мощь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от Аллаха. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, понес [племя] ашаритов[8], да будет доволен ими Аллах, он сказал им: «Не я понес вас, а Всевышний Аллах». Передали аль-Бухари и Муслим.
Да причислит Всевышний Аллах нас, наших братьев, наши семьи к праведникам. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, Пророка, не умеющего читать и писать, и всех его братьев, пророков и посланников, их семьи и сподвижников.
Пречист Ты, о Аллах, хвала тебе, свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, я прошу Тебя простить мои грехи и принять мое покаяние.
[1] Как мы видим, имам ат-Табарани не только передал этот хадис, но и добавил, что «это было испробовано», то есть этот хадис практиковали. Но в наши дни появились люди, которые считают подобное многобожием. Удивителен их ум! Еще более интересно поведение тех, кто изо всех сил старается переключить внимание на цепочку передатчиков (иснад) хадиса и обманывать невежд этим приемом. Но у них остается без ответа вопрос – что же будет с теми имамами, которые практиковали это якобы многобожие (ширк)?! (прим. редактора).
[2] Этот рассказ передал от имама Ахмада его родной сын Абдуллах. Также его передали Ибн Асакир в «Тарих Димашк» (сказав, что иснад достоверный), аль-Байхакы в «Шу`б аль-иман» (с хорошим иснадом), Ибн Касир в «Аль-Бидая ван-Нихая», Джалалюддин ас-Суюты в «Аль-Хабаик фи ахбариль-маляик», Ибн Муфлих аль-Ханбали в «Аль-Адаб аш-Шар`ийя» и другие хафизы.
[3] Мавкуф – это хадис, который восходит к кому-либо из сподвижников, вне зависимости от длины цепочки передатчиков.
[4] Ибн Таймийя в своем сборнике зикров и дуа из Сунны «Аль-Калимут Таййиб филь Азкариль Варида ан Расулиллях» (с. 134) пишет: «Глава о том, что надо читать при потере животного: «Хадис 172»: Передал Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите!» – ибо, поистине, у Аллаха, Всемогущего и Великого, есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
[5] Это был хафиз Абу Мухаммад Исмаил ибн Ибрахим ибн Абиль-Юср ат-Танухи – умер в 672 г. по хиджре.
[6] Марфу` – это хадис, который восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, невзирая на длину цепи передатчиков.
[7] Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «аль-Джавхар аль-Муназзам», (стр. 171-176): «Этому не противоречат слова Абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «Встаньте, попросим Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сохранить нас от этого лицемера». На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не взывают о помощи ко мне, а взывают к Аллаху», – так как в цепочке этого хадиса – Ибн Люхай`ат. Известно, что говорят ученые об этом хадисе. И даже если представить, что этот хадис достоверен, то смысл его близок смыслу аята (смысл): «Не ты бросил, а Аллах бросил» (сура «аль-Анфаль», аят 17), – и слов: «Не я вас нес, а Аллах вас нес», – то есть: «Хотя просят посредством меня, на самом же деле, просят у Всевышнего». В Сунне часто объясняется смысл этого. В Коране упоминается связь между делами и рабами. Например, слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Никто не войдет в Рай только благодаря своим деяниям» (Муслим), – наряду с аятом: «Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» (сура «Пчёлы», аят 32).
[8] Имеется ввиду племя из которого был сподвижник Абу Муса аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах.