مسئلة:
نقل من فتاوى ابن حجر وغيره ان الدخان المشهور لا يفطر به فهل يوافق ما فى سائر كتب مذهبنا أم لا؟
Вопрос:
Из фетв Ибн Хаджара и от других (ученых) передается, что известный дым (дым табака) не портит пост. Соответствует ли это тому, что говорится в других книгах нашего мазхаба, или нет?
Шейх Али аль-Чохи ад-Дагистани (1249-1305 х/1833-1887 м) ответил:
اقول: قال الباجوري فى حواشيه على فتح القريب: «ومن العين الدخان المشهور وهو المسمى بالتتن ومثله التنباك فيفطر به الصائم لأنه اثر يحس كما يشاهد فى باطن العود. وقال القيلوبي في حواشيه على محلي: » و منها اي من العين دخان معه عين تنفصل كما في شرح شيخنا الرملي” وعلق عليه العرادي ما لفظه ” مثل دخان تنفك” وقال أيضا فى حواشيه على فتح القريب: «ومنها أي من العين الدخان المشهور فيفطر به لأنه كدخان الفتيلة» ومثله ايضا فى حواشيه على التحرير
Аль-Байджури сказал в примечаниях к «Фатхуль-кариб»: «Известный дым, который называется табак или танбак, относится к физическим предметам. От курения (табака) нарушается пост у постящегося», потому что это асар (то есть оставляет после себя осадок), как можно увидеть внутри трубки (для курения).
Аль-Кайлюби сказал в примечаниях к «аль-Махалли»: «К физическим предметам относится дым, от которого остается осадок, как сказано в шархе нашего шейха ар-Рамли».
И аль-Уради к этим словам сделал следующее примечание: «Например, дым, от которого отделяется (осадок)». А также он сказал в примечаниях к «Фатхуль-кариб: «И к этому веществу относится известный дым, и пост от него нарушается, потому что он подобен дыму от сожжённого фитиля». И так же он ответил в примечаниях на книгу «Ат-Тахрир».
وقال البرماوي في حواشيه على شرح التحرير:”قوله فلا يضر وصول ريح بالشم الخ…. ومنه يؤخذ أن وصول الدخان الذى فيه رائحة البخور او غيره الى جوفه لا يضر وان تعمده لذلك وام الدخان الذى حدث الآن المسمى بالتتن لعن الله من احدثه فإنه من البدع القبيحة فقد أفتى شيخنا الزيادي أولا بأنه لا يفطر لأنه إذ ذاك لم يكن يعرف حقيقته فلما رأى أثره بالبوصة التى يشرب بها رجع وأفتى بأنه يفطر”
Аль-Барнави сказал в примечаниях к шарху на книгу «Ат-Тахрир»: «Его (автора) слова: «Нет вреда от проникновения запаха, когда что-либо нюхают», — из этих слов понимается, что проникновение дыма, который имеет запах бахура или чего-либо другого, во внутренности не несет вреда (для поста), даже если это будет сделано умышленно. А что касается, того дыма, который появился в наше время и носит название «табак», да проклянет Аллах того, кто его придумал, то, поистине, он относится к мерзким новшествам. Наш шейх аз-Зияди вначале давал фетву, что этот дым не нарушает пост, потому что в то время он не знал истинную сущность табака. Увидев осадок (от табака) в трости камыша, из которого курят (табак), он поменял мнение и дал фетву, что (курение табака) портит пост.
فما فى فتاوى ابن حجر وغيره من عدم الإفطار بالدخان محمول على ذلك الدخان الأول لا على دخان التتن والتنباك فلا إشكال فى الإفطار به كما صرحوا به . وعبارة الشيخ المحقق سعيد الهركاني: «وأم حكم الدخان المنتشر فقد قال القيلوبي فى حواشيه على الإقناع أنه يفطر به وبه أفتى وأدين الله تعالى به ولم يخرج من في والله لا جدا ولا هزلا ولا عمدا ولا سهوا أنه لا يفطر به …..» وبهذا أظهر بطلان ما شاع بين الجهال و الشبان بأن سعيد الهركاني أفتى بعدم الإفطار بالدخان وشربهم إياه تقليدا به فى أيام رمضان .
ولا حول ولاقوة إلا بالله الملك الديان
А слова из фетв Ибн Хаджара и других ученых о том, что от дыма пост не нарушается, относятся к другому дыму (запах бахура — о котором было сказано ранее), но не относятся к дыму с запахом табака. Нет сомнения в том, что он нарушает пост, как они (ученые) ясно об этом сказали. А слова шейха мухаккыка Саида Аракани 1: «Что касается широко известного дыма, то Кайлуби сказал в примечаниях на „Икна“, что этот дым нарушает пост. И я даю такую же фетву и служу этим Всевышнему. И, клянусь Аллахом, я никогда — ни всерьёз, ни в шутку, ни намеренно, ни по забывчивости — не говорил, что это не нарушает пост…» — опровергают распространенное среди невежд и молодежи мнение, что Саид Аракани дал фетву о том, что дым табака не нарушает пост, [и осуждают то], что они курят табак в дни месяца Рамадан, якобы следуя за Саидом Аракани.
Нет Мощи и Силы ни у кого, кроме Аллаха, Царя всех царей, Верховного Судьи!