Поститься или нет в месяце Раджаб?

Начало месяца Раджаб — это ещё один повод для спорщиков обвинить других в заблуждении. Этот год не оказался исключением. Ссылаясь на то, что хадисы о достоинстве этого месяца и о достоинстве поста в этот месяц слабые, они считают, что поститься в этот месяц запрещено, хотя и оговариваются: «Если связывать пост именно с этим месяцем». Мы постарались разобраться в этом вопросе и посмотреть, каково мнение учёных. 
 
 
لم يرد في فضل شهر رجب، ولا في صيامه، ولا في صيام شيء منه، — معين، ولا في قيام ليلة مخصوصة فيه — حديث صحيح يصلح للحجة
 
«О достоинстве месяца Раджаб, о достоинстве поста весь месяц или часть месяца или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства» (Табиин аль-Уджб, с. 11). 
 
Основываясь на этом, те, кто обвиняет мусульман в заблуждении, считают, что нельзя выделять этот месяц постом. 
 
Давайте обратимся к самому Ибн Хаджару. Какой вывод сделал он? 
 
Ибн Хаджар аль-Аскаляни приводит хадис, после которого говорит: 
 
ففي هذا الخبر — وإن كان في إسناده من لا يعرف — ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم.
 
«В этом хадисе, даже если есть в цепочке передатчиков неизвестный, есть то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц — один из запретных месяцев (ашгур аль-хурум)» (Табиин аль-Уджб, стр. 12). 
 
Ибн Хаджар не единственный, кто говорит о желательности поста в этот месяц. Имам Яхья ибн Шараф ан-Навави сказал в «Шархуль-Муслим»: 
 
 
وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ .
 
«В „Сунане“ Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк  побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше» (комментарий к хадису № 1960, т. 4, с. 167).
 
Почему же учёные вынесли такое решение, посчитав, что всё же желательно поститься в этот месяц? На это отвечает опять же Ибн Хаджар: 
 
 
 
ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة
 
«Однако, известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов для благих дел (аль-фазаиль), даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные» (Табиин аль-Уджб, с. 11). 
 
Но Ибн Хаджар предупреждает, что если приводится слабый хадис в таких делах, то нужно говорить, что он слабый, чтобы невежды не считали это достоверной Сунной. 
 
Может возникнуть вопрос в связи с тем, что Умар ибн аль-Хаттаб бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии». 
 
На это Ибн Хаджар аль-Аскаляни отвечает: 
 
 
فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية
 
«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времен» (Табиин аль-Уджб, с. 35). 
 
Когда Ибн Хаджару аль-Хайтами сказали, что один факих запрещает поститься в месяц Раджаб, он ответил: 
 
 
وَأَمَّا اسْتِمْرَارُ هَذَا الْفَقِيهِ عَلَى نَهْيِ النَّاسِ عَنْ صَوْمِ رَجَب فَهُوَ جَهْلٌ مِنْهُ وَجُزَافٌ عَلَى هَذِهِ الشَّرِيعَةِ الْمُطَهَّرَةِ فَإِنْ لَمْ يَرْجِع عَنْ ذَلِكَ وَإِلَّا وَجَبَ عَلَى حُكَّامِ الشَّرِيعَةِ الْمُطَهَّرَةِ زَجْرُهُ وَتَعْزِيرُهُ التَّعْزِيرَ الْبَلِيغَ الْمَانِعَ لَهُ وَلِأَمْثَالِهِ مِنْ
الْمُجَازَفَةِ فِي دِينِ اللَّهِ تَعَالَى
 
«Что касается настоятельного запрета этим факихом людям поститься в месяц Раджаб, то это его невежество и необдуманный поступок по отношению к чистому Шариату. Если он не откажется от этого, то шариатские судьи обязаны препятствовать ему и наказывать его суровым наказанием, чтобы не дать ему высказываться необдуманно о религии Аллаха» (Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра — Книга поста, т. 3, с. 291). 
 
 
Аллах знает лучше. 
 

Мы не заставляем никого поститься, не навязываем никому богослужение, наше дело — призывать к одобряемому и предостерегать от запретного. Но с тем, что одобряемое называют запретным, мы не согласимся никогда. Да поможет Аллах всем увидеть истину и следовать ей, а также распознать ложь и держаться от нее подальше! Амин. 

 

Похожие материалы