В некоторых случаях для человека дозволено и даже обязательно, прервать пост.
Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка[1], либо отдавать бедняку каждый день половину са[2] пшеницы. Кроме того, дозволено, вместо продуктов, отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор – выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.
Если состояние старого человека улучшилось и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.
Если человек дал обет поститься постоянно[3], а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.
Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности[4], он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.
Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, – отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае, если у человека нет возможности накормить бедняков[5], он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Первый пример: Старый человек нарушил клятву. Каффара за нарушение клятвы предполагает, что человек должен отпустить раба либо накормить или одеть десять бедняков. Если такой возможности нет, он должен держать пост за нарушение клятвы в течение трёх дней. Если у старого человека нет возможности отпустить раба и накормить бедняков, а соблюдать пост за нарушение клятвы он не может из-за глубокой старости, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья за то, что он не постился, не предусмотрена, так как пост не является основой искупления нарушения клятвы, но лишь заменой для другого вида искупления, предполагающего материальные траты (например, освобождение раба).
Второй пример: Человек обязан совершить каффару «зихар»[6]. В этом случае он должен отпустить раба, а если раба нет, поститься два месяца подряд. Если человек не способен соблюдать пост в течение двух месяцев, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья в этом случае не предусмотрена, потому что пост является заменой для освобождения раба, а не основой искупления данного греха. То же относится к каффаре за неумышленное убийство и нарушение поста в Рамадан.
Если человек указал в завещании, что необходимо выплатить за него фидью, она выплачивается из 1/3 оставшегося после его смерти имущества.
Можно ли прерывать пост нафль[7]
От имама Абу Юсуфа передаётся мнение, что, если человек стал соблюдать дополнительный пост (нафль) и прервал его, на нём не будет греха, даже если он нарушил этот пост без уважительной причины. И это мнение соответствует позиции имама Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Имам аль-Камаль назвал это мнение наиболее сильным и приводит этому доказательство в виде хадиса от Айши, да будет доволен ею Аллах, со следующим смыслом: «Посланник Аллаха однажды зашёл к своим жёнам и спросил, есть ли у них что-либо из еды, они ответили: «Нет». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я буду держать пост». На следующий день Посланник Аллаха снова пришёл к жёнам и задал тот же вопрос. Жёны ответили: «О, Посланник Аллаха, нам подарили хайс[8]». Посланник Аллаха сказал: «Принесите её мне. Сейчас я соблюдаю пост». Затем Посланнику Аллаха принесли хайс, и он прервал пост»[9]. Данный хадис указывает на то, что прерывать пост нафль дозволено. Однако основополагающее мнение на этот счёт в ханафитском мазхабе состоит в том, что прерывать пост нафль без уважительной причины нельзя. На этот счёт приводится довод в виде хадиса, в котором Посланник Аллаха сказал: «Если кого-то пригласят на трапезу, пусть ответит на это приглашение. Если человек не постился, то пусть разделит эту трапезу, а если постился, то пусть продолжит пост, но делает дуа за того, кто пригласил его». Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, прерывание молитвы или поста нафль является макрухом (однако не является харамом).
Если у человека есть уважительная причина, он имеет право прервать пост, и греха за это на нём не будет, однако день поста необходимо будет восполнить. Уважительной причиной является приглашение в гости. И хозяин, который приглашает, и гость могут прервать пост, однако это дозволено только до наступления времени «дахватуль-кубра»[10]. Если человека пригласили в гости после наступления «дахватуль-кубра», прерывать пост запрещено. Если человека в гости пригласили родители и они воспримут отказ разделить с ними трапезу как непослушание, обиду и неподобающее поведения со стороны ребёнка, прервать пост дозволено (и даже желательно) в том числе и после «дахватуль-кубра», однако до наступления времени солятуль-аср. После наступления асра прерывать пост нафль нельзя, даже если это вызовет недовольство родителей.
Если человек прервал пост нафль, восполнение его является обязательным, при этом не имеет значения, по какой причине был прерван пост – уважительной или нет. И на этот счёт среди шейхов ханафитского мазхаба нет никаких разногласий.
Если человек начал совершать пост нафль в дни праздников[11] или в три дня ташрика и прервал пост, на нём не лежит обязанности восстановить этот пост, потому что поститься в эти дни – харам. Данное мнение принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет милостив к нему Аллах, и на нём строится фетва в ханафитском мазхабе, хотя имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет милостив к ним Аллах, считали, что, хотя прервать пост в эти дни обязательно, восстановить его всё равно нужно.
Приложение
Выделяют два типа людей, которые не способны держать пост:
1) Человек, который болен неизлечимой болезнью.
Неизлечимой болезнью следует считать такой недуг, который постоянно сопровождает человека и вероятность излечиться от которого очень мала. К неизлечимым болезням относят, например, рак, туберкулёз, язву желудка и болезни сердца.
Дозволено не соблюдать пост, если человека постоянно сопровождает болезнь и есть уверенность, что соблюдение поста ослабит его или что он не сможет довести пост до конца, если начнёт поститься.
2) Человек, который достиг глубокой старости и не имеет сил держать пост.
На людях этих двух типов не лежит обязанность восстановления поста, но лежит обязанность выплатить фидью. В качестве фидьи человек должен накормить за каждый день поста обедом и ужином одного бедняка (при этом количество еды должны быть достаточным, чтобы человек полностью насытился), либо выплатить за каждый день 2 кг пшеницы или муки, либо отдать стоимость 2 кг пшеницы или муки деньгами. Если человек не способен выплатить фидью, ему следует просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Если случилось так, что больной выздоровел или старый человек обрёл силы на пост, на них ложится обязанность поститься в следующий Рамадан. Кроме того, они должны восполнить пропущенный пост, даже если уже выплатили фидью. Условием выплаты фидьи является тот факт, что немощь сопровождала человека до самой его смерти, если же у него появились силы или он излечился, фидья аннулируется. Данное мнение противоречит позиции шафиитского мазхаба, согласно которому фидья является действительной, даже если человек впоследствии выздоровел или обрёл силы на пост[12].
[1] При этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился.
[2] 1 са = примерно 4 кг.
[3] Например, каждый день.
[4] Пост и выплата фидьи.
[5] Или вид каффары, который он должен совершить, не предполагает такой альтернативы как кормление бедняков в принципе.
[6] За то, что уподобил свою жену своей матери.
[7] Добровольный дополнительный пост.
[8] Каша из толчёных фиников, масла и сухого молока.
[9] Приводит имам Муслим.
[10] Чтобы рассчитать время «дахватуль-кубра», необходимо трезок времени от азана на фаджр до восхода солнца разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденной молитвы.
[11] Идуль-Адха и Идуль-Фитр.
[12] Цитируется по книге шейха Маджида Итра, да хранит его Аллах, «Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи».