Кого можно считать мухаддисом?

Великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюты (849-911 гг. по хиджре /1445-1505 гг.) пишет в книге «Тадриб ар-рави» – шархе на «Ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:

وفي الكامل لابن عدي من جهة النفيلي ، قال : سمعت هشيما يقول : من لم يحفظ الحديث فليس هو من أصحاب الحديث . والحق أن الحافظ أخص ، وقال التاج السبكي في كتابه معيد النعم : من الناس فرقة ادعت الحديث فكان قصارى أمرها النظر في مشارق الأنوار للصاغاني . فإن ترفعت [ ارتقت ] إلى مصابيح البغوي ، وظنت أنها بهذا القدر تصل إلى درجة المحدثين ، وما ذلك إلا بجهلها بالحديث ، فلو حفظ من ذكرناه هذين الكتابين عن ظهر قلب وضم إليهما من المتون مثليهما لم يكن محدثا ، ولا يصير بذلك محدثا حتى يلج الجمل في سم الخياط ، فإن رامت بلوغ الغاية في الحديث على زعمها اشتغلت بجامع الأصول لابن الأثير ، فإن ضمت إليه » علوم الحديث » لابن الصلاح أو مختصره المسمى » بالتقريب والتيسير للنووي » ونحو ذلك ، وحينئذ ينادى من انتهى إلى هذا المقام : بمحدث المحدثين وبخاري العصر ، وما ناسب هذه الألفاظ الكاذبة ، فإن من ذكرناه لا يعد محدثا بهذا القدر

وإنما المحدث من عرف الأسانيد والعلل ، وأسماء الرجال والعالي والنازل ، وحفظ مع ذلك جملة مستكثرة من المتون ، وسمع الكتب الستة ، ومسند أحمد بن حنبل ، وسنن البيهقي ، ومعجم الطبراني ، وضم إلى هذا القدر ألف جزء من الأجزاء الحديثية . هذا أقل درجاته ، فإذا سمع ما ذكرناه وكتب الطباق ودار على الشيوخ وتكلم في العلل والوفيات والمسانيد كان في أول درجات المحدثين ، ثم يزيد الله من يشاء ما يشاء .

وقال في موضع آخر منه : ومن أهل العلم طائفة طلبت الحديث وجعلت دأبها السماع على المشايخ ومعرفة العالي من المسموع والنازل . وهؤلاء هم المحدثون على الحقيقة ، إلا أن كثيرا منهم يجهد نفسه في تهجي الأسماء والمتون وكثرة السماع من غير فهم لما يقرؤه ، ولا تتعلق فكرته بأكثر من أني حصلت جزء ابن عرفة عن سبعين شيخا ، وجزء الأنصاري عن كذا كذا شيخا . [ وجزء ابن الفيل ] وجزء البطاقة ، ونسخة أبي مسهر ، وأنحاء ذلك ، وإنما كان السلف يستمعون فيقرءون فيرحلون فيفسرون ، ويحفظون فيعملون. اهـ . تدريب الراوي في شرح تقريب النواوي

В книге «Аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что тот сказал: «Я слышал, как Хашим говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не обладатель хадиса (ученый хадиса). И истина в том, что [степень] хафиз – особая».

Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть такие, которые претендуют на знания в науке хадиса, но они лишь просмотрели  «Машарик аль-анвар» ас-Сан’ани, а в лучшем случае поднялись до книги аль-Багави «Массабих». И они решили, что с таким количеством знаний достигли уровня мухаддисов, но так проявляется, напротив, их невежество в хадисоведении. Если они выучат наизусть эти две книги и еще вдобавок несколько подобных книг, то не станут мухаддисами. Скорее, верблюд пройдет через игольное ушко, чем кто-то таким образом станет мухаддисом.

А когда они хотят достичь какой-то цели в хадисоведении, как они говорят, то изучают книгу аль-Асира «Джамиу аль-усуль». Если вдобавок человек читает «Улюм аль-хадис» Ибн ас-Салаха, или мухтасар этой книги («Ат-Такриб ва ат-тайсир» ан-Навави), или подобные книги, то его они называют мухаддисом мухаддисов, или аль-Бухари современности, или другими ложными восхвалениями. Но тот, кто достиг такого уровня, не считается мухаддисом.

Мухаддисом считается человек, который знает иснады (цепи передатчиков) и их тонкости, а также имена передатчиков, кто выше и кто ниже, и он должен знать наизусть много матнов хадиса и прослушать от учителя все шесть сборников хадиса («Кутуб ас-ситта»: «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Сунаны» ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа), «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» аль-Байхакы, «Му’джам» ат-Табарани. Наконец, он должен знать тысячу джузов (частей) из «Аль-Аджзауль-хадисийя». Вот это и есть самый нижний уровень мухаддисов. А когда он прослушает (изучит у учителя) все, что мы перечислили выше, и напишет сопоставление, и обойдет всех шейхов и обсудит все детали иснадов, то это будет начальным уровнем мухаддисов. А дальше Аллах поднимает, кого желает и как пожелает.

Он (ас-Субки) также в другом месте этой книги сказал: «Есть ученые, которые ищут хадисы, и их основное занятие – слушать хадисы от разных шейхов и понимать из услышанного, что выше и что ниже. Это и есть мухаддисы, но многие из них прилагают большие усилия к правильному произношению имен передатчиков и матнов и к многократному выслушиванию хадисов от разных шейхов без понимания того, что читают, и они не думают ни о чем, кроме того, что они прошли Джуз Ибн Арафата у семидесяти шейхов, Джуз аль-Ансари у такого-то шейха, и Джуз Ибн аль-Филь, и Джуз аль-Битака, и нусха Абу Масхара и т. п.

А саляфы сперва слушали, потом читали, потом уходили, потом разъясняли, потом запоминали (выучивали наизусть), а затем учили других.

[Джалалуддин ас-Суюты, «Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави», с. 13-14. Бейрут: Даруль-Кутубиль Ильмийя: 1417/1992]

Похожие материалы