Вопрос: можно ли уполномочить человека, который находится на умре, совершить малое паломничество в качестве исцеления за моего больного отца?
Ответ:
Аллах (Свят Он и Велик) обязал совершение малого (умра) и большого (хадж) паломничества один раз в жизни, и если у мукалляфа нет возможности направиться для хаджа или умры из-за неизлечимой болезни или из-за преклонного возраста, то в обоих случаях допустимо уполномочивание.
Выдающийся ученый Абдулхамид аш-Ширвани аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в своем хашияте на «Тухфат» сказал:
فتحصل جواز إنابة المعضوب في الفرض والنفل، بل يجب في الفرض، وجواز الحج عن الميت في الفرض مطلقا، وفي النفل إن أوصى به، ويمتنع إنابة القادر مطلقا
«Допустимо замещение аль-ма’дуба как в обязательном, так и в желательном, более того, в обязательном положении замещение является обязательным. Также является абсолютно допустимым совершение обязательно хаджа за покойного, в отличии от желательного, и здесь учитывается его завещание. Что же до замещения того, кто имеет возможность совершить его самостоятельно, то это запрещено»[1].
Аль-Ма’дуб — человек, который не может совершить хадж самостоятельно из-за возраста, хронической или неизлечимой болезни; также если он состарился настолько, что не может сидеть в транспорте, кроме как через трудности[2].
Таким образом, в случае, если есть причины, которые выступают преградой для совершения хаджа или умры самостоятельно, разрешается уполномочивать другого человека при соблюдении соответствующих условий. Если преграда для совершения установлена, то уполномочивание допустимо, при условии, что тот, чье паломничество совершают за него, должен дать согласие на это, так как он жив и имеет волю.
Шейх аль-ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
لا يجزئ الحج عن المعضوب بغير إذنه…؛ لأن الحج يفتقر إلى النية، وهو أهل للإذن
«Не допускается хадж за другого, кроме как с его разрешения, ибо хадж нуждается в намерении, а он все еще является способным на это»[3].
Однако если есть надежда на исцеление, то нельзя уполномочить другого для совершения за этого человека хаджа или умры.
Нет проблем в том, если умра будет совершена с намерением на исцеление, так как просьба об исцелении — это дуа, и мусульманину желательно совершить благой поступок перед тем, как сделает дуа.
Учитывая все это, является обязательным тому, на кого возлагается совершение хаджа и умры, уполномочить другого человека для их совершения, если он не смог совершить эти паломничества самостоятельно. Также допускается тому, кто не имеет возможности их совершить, уполномочить другого для совершения желательной умры или хаджа. Тот, кто хочет совершить хадж или умру за другого, должен спросить у него разрешения, чтобы замещение было действительным, при условии, что он сам уже совершил и хадж и умру за себя. И Всевышнему известно лучше.
Источник: aliftaa.jo
[1] Хашият на «Тухфат» (4/28).
[2] «Аль-Маджму» (7/49).
[3] «Равдату талибин» (3/14).