Личность ибн Тумарта, одного из самых противоречивых религиозных и политических лидеров в исламской истории, не даёт покоя многим мусульманам до сих пор, так как часто упоминается оппонентами ашаритов как пример насильственного распространения ашаритского мазхаба. Так ли это, постараемся разобраться в этой статье.
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Тумарт (бербер: Амгар ибн Тумерт, ок. 1080–1130 или 1128/471–524 гг. по хиджре), марокканский, берберский религиозный проповедник и политический деятель из долины Саус на юге современного Марокко. Основал и был духовным и первым военным лидером движения Альмохадов, пуританского движения за очищение религии от нововведений, которое было начато среди берберов-масмудов Атласских гор. Ибн Тумарт начал открытое восстание против правящих Альморавидов в 1120-е годы. После его смерти его последователи Альмохады продолжили завоёвывать большую часть Северной Африки и часть Испании (Андалусии). Название созданного им государства Альмохадов – это европеизированный вариант слова аль-муваххидун (المُوَحِّدٌ), единобожник.
Многие подробности из жизни Ибн Тумарта были записаны историками, чьи рассказы, вероятно, сочетают в себе полулегендарные элементы доктрины Альмохадов об их возникновении и духовном лидере. Ибн Тумарт родился где-то между 1078 и 1082 годами в маленькой деревне Игилиз (точное местоположение неизвестно) в долине Саус на юге Марокко. Он был родом из харги, берберского племени с Антиатласского нагорья, части племенной конфедерации Масмуда. Его отец принадлежал к харге, а его мать – к масаккале, которые являются ветвями конфедерации Масмуда. Его имя имеет две вариации: Мухаммад ибн Абдуллах или Мухаммад ибн Тумарт. Аль-Байдхак (сподвижник ибн Тумарта и основной историограф Альмохадов) писал, что «Тумарт» на самом деле было прозвищем его отца Абдуллы («Тумарт» или «Тунарт» происходит от берберского языка и означает «удача», «восторг» или «счастье») и делает его эквивалентом арабского имени Саад. Как было отмечено современным марокканским историком Ахмедом Туфиком в работе «Тасаввуф», посвящённой суфию Ибн аз-Зайят аль-Тадили , многие ранние суфийские святые носили это имя в Марокко. Ибн Халдун (да помилует его Аллах) писал, что сам Мухаммад ибн Тумарт был очень благочестивым в детстве и что его прозвали Асафу (на берберском – «любитель света») за его привычку зажигать свечи в мечетях.
Ибн Тумарт происходил из небогатой религиозной семьи. По его собственным словам и по словам его последователей, он заявлял, что являлся потомком Идриса I, потомка Хасана (да будет доволен им Аллах), внука пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который нашёл убежище в Марокко в VIII веке и создал там государство Идрисидов. Что интересно, государство Идрисидов было государством шиитов-зейдитов. Тем не менее, несмотря на согласие Ибн Халдуна с этой версией, многие учёные его оспаривали. В то время лидерам берберских племён было свойственно относить себя к линии Шарифов, чтобы получить религиозную власть.
На тот момент область Аль-Андалус и большая часть Магриба управлялись Альморавидами (европеизированный вариант арабского самоназвания المرابطون), маликитским, суфийским сахаро-сенегальским движением, которое основало город Марракеш и распространило Ислам на территории большей части Западной Африки.
Чтобы продолжить своё образование, Ибн Тумарт в молодости (ок. 1106 г.) отправился в Кордову, которая в то время была крупнейшим образовательным центром во владениях Альморавидов, где он был учеником Ат-Тартуши (да помилует его Аллах). После этого Ибн Тумарт отправился на Восток, чтобы углубиться в исследования, где он по, словам историков Альмохадов, учился у имама аль-Газали (да помилует его Аллах), но современные историки утверждают, что неизвестно, произошла ли эта встреча на самом деле. По всей видимости, желание попасть к имаму аль-Газали связанно именно с этим, так как имам ат-Тартуши сначала принадлежал к числу противников имама Газали, но после обучения у Абу-Бакра аш-Шаши проникся его идеями и симпатией к имаму.
Вскоре он появляется в Багдаде, и там он присоединяется к школе захиритского фикха, где попадает под сильное влияние идей Ибн Хазма с его резкой критикой таклида, кыяса и призывами к самостоятельному иджтихаду с опорой на здравый смысл.
Вероятно, именно в Багдаде Ибн Тумарт начал разрабатывать собственную систему вероубеждения, сочетая учения различных школ калама, с примесью суфийской мистики. Основным принципом Ибн Тумарта был жёсткий унитаризм, который отрицал существование атрибутов (сифатов) Аллаха как несовместимых с Его единством (таухидом) и, следовательно, являющихся политеистической идеей. То есть здесь мы видим первое отличие от ашаризма, известное как и’тизаль или мутазилизм.
Но вместе с тем он исповедовал предопределение. Ибн Тумарт очень жёстко выступал против того, что он считал антропоморфизмом в мусульманской ортодоксальной мысли. Он возложил вину за «распространение невежества» среди народа на правящую династию Альморавидов. Ибн Тумарт решительно выступил против их поддержки маликитской школы фикха, которую он обвинил в пренебрежении сунной и хадисами и в слепом таклиде за имамами. А иджтихады маликитов он охарактеризовал как нововведения (бид’а). Ибн Тумарт также обвинил правителей Альморавидов в распутстве, которому он был свидетелем в обществе Магриба, в частности, он говорил о публичной продаже вина на рынках.
Его правление и правление Альмохадов были полны реформ, связанных с попытками превратить область под его контролем в место, где господствовали бы его идеи. Одной из таких реформ было уничтожение или сокрытие любого вида религиозного изобразительного искусства в мечетях. Последователи Ибн Тумарта взяли имя аль-Мувахидун, что означает «те, кто исповедует единобожие». Испанские же авторы записали его как «Альмохады», и через них это название вошло в другие языки.
После учёбы в Багдаде Ибн Тумарт, по некоторым источникам, совершил паломничество в Мекку – хадж, но он был настолько переполнен желанием «исправить» нравы людей, с которыми встречался, что очень быстро нажил себе неприятности и был изгнан из города. Дальше он проследовал в Каир, а затем в Александрию, где примерно в 1117-1118 гг. отправился на корабле в Магриб. Путешествие прошло не без происшествий – Ибн Тумарт выбросил корабельные фляги с вином за борт и принялся читать нравоучения морякам, чтобы убедиться, что они придерживались правильного времени молитвы и совершали необходимое количество ракаатов. В некоторых источниках сообщается, что в конце концов морякам это надоело, и они выбросили Ибн Тумарта за борт, но полдня спустя увидели его, всё ещё покачивающегося на волнах, и выловили.
Достигнув Триполи, Ибн Тумарт сошёл на берег в Махдии и проследовал в Тунис, а затем в Беджаю, проповедуя по пути свои идеи. Размахивая своим посохом среди толпы слушателей, Ибн Тумарт жаловался на смешивание полов на публике, производство вина и сочинение музыки, а также на обычай мужчин скрывать лицо, а женщин – оставлять открытым (обычай берберов-санхаджей пустыни Сахара). Устроившись на ступеньках мечетей и медресе, Ибн Тумарт бросал вызов всем, вызывая на диспут местных учёных.
Его вызовы и пламенные проповеди побуждали местные власти изгонять его, и он скитался из города в город. Будучи изгнанным из Беджаи, Ибн Тумарт поселился в 1111 году в лагере под г. Меллалой (в нескольких милях к югу от города), где начал принимать своих первых последователей и приверженцев. Среди них был аль-Башир (учёный, который станет его главным стратегом), Абд аль-Мумин (бербер Зената, который станет его преемником) и Абу Бакр Мухаммед аль-Байдхак (который позже напишет летопись Альмохадов «Китаб аль-Ансаб»). Именно в Меллале Ибн Тумарт и его близкие товарищи начали разрабатывать план политических действий.
В 1120 году Ибн Тумарт и небольшая группа его последователей направились на Запад, в Марокко. Он остановился в Фесе, интеллектуальной столице Марокко, и вступил в дебаты с ведущими маликитскими учёными города. Утомив гостей своим упрямством, улемы Феса решили, что с них достаточно, и изгнали его из города.
Надо отметить, что к тому периоду маликиты Магриба были хорошо знакомы с захиризмом и идеями ибн Хазма, так как именно с ними он был в прямом конфликте в Андалусии.
Затем он двинулся на юг, странствуя из города в город, как бродяга (по сообщениям, ему и его спутникам пришлось вплавь перебираться через Бу-Регрег, поскольку они не могли позволить себе путешествие на корабле).
Сообщается, что вскоре после прибытия в Марракеш Ибн Тумарт разыскал правителя Альморавидов Али ибн Юсуфа в местной мечети. В известной истории, когда было приказано признать присутствие эмира, Ибн Тумарт, как сообщается, ответил: «Где эмир? Я вижу здесь только женщин!» – оскорбительно указывая на закрывающую лицо повязку, которую носил правящий класс Альморавидов. (Согласно одному источнику, Ибн Тумарт напал на родную сестру эмира за то, что у неё было открыто лицо). Обвинённый в разжигании мятежа, Ибн Тумарт защищался на суде перед эмиром и его ведущими советниками. Представляя себя простым учёным, борцом с нововведениями, Ибн Тумарт принялся читать лекцию эмиру и его ведущим советникам об опасностях нововведений и главенствующем положении Сунны. Когда собственные учёные эмира напомнили ему, что Альморавиды были преданны Сунне, Ибн Тумарт ответил, что исповедуемый Альморавидами суннизм был омрачён и испорчен «еретиками», обратив внимание оппонентов на множество доказательств слабости и нечестия, преобладавших в их владениях. Когда ему возразили, что по крайней мере в вопросах вероубеждения между ними было мало различий, Ибн Тумарт сделал главный акцент на своей собственной специфической акыде о таухиде и атрибутах.
После длительного диспута ученые Альморавидов из Марракеша пришли к выводу, что Ибн Тумарт – хотя и знающий, но кощунственный и опасный человек, намекнув, что он, вероятно, агитатор хариджитов, и порекомендовали казнить его или заключить в тюрьму. Эмир Альморавидов, однако, решил просто изгнать его из города после порки в четырнадцать ударов.
Ибн Тумарт отправился в Агмат и немедленно возобновил своё прежнее поведение – уничтожая каждый увиденный кувшин вина, преследуя прохожих за нечестное поведение или непристойную одежду, вовлекая местных жителей в споры и дебаты. Ученые Агмата жаловались эмиру, который передумал и решил всё-таки арестовать Ибн Тумарта. Он был спасён благодаря своевременному вмешательству Абу Ибрагима Исмаила Ибн Ясаллали аль-Хазраджи, видного вождя племени хазраджей Масмуда, который помог ему покинуть город. Ибн Тумарт отправился к долине Су, чтобы спрятаться среди своего народа, хагры.
До конца 1120 года Ибн Тумарт прибыл в свою родную деревню Игилиз в долине Су. Почти сразу Ибн Тумарт обустроился в близлежащей пещере в горах (сознательное подражание уединению Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в пещере Хира). Вероятно, его странное отшельничество, аскетический образ жизни в сочетании со слухами о том, что он был исцелителем от веры и чудотворцем, вызвали у местных жителей первоначальное впечатление, что он был святым человеком со сверхъестественными способностями (точка зрения, которая была подчёркнута более поздними библиографами). Но вскоре он приступил к распространению своего основного послания – борьбы с нововведениями. Он проповедовал на берберском языке. Его ораторское мастерство и красноречие часто упоминаются в хрониках.
К концу Рамадана в конце 1121 года в особенно трогательной проповеди Ибн Тумарт рассказал о своей неспособности путём аргументации убедить Альморавидов провести реформы. После проповеди, уже заявив, что он является потомком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Ибн Тумарт внезапно «показал себя» как истинного Махди, ожидаемого безгрешного имама. Он был быстро признан таковым своей аудиторией. Это было фактически объявление войны государству Альморавидов. Ибо отрицание или сопротивление словам Махди равносильно сопротивлению Аллаху и, следовательно, должно наказываться смертью как вероотступничество.
Понятие махдизма не было незнакомо в этой части Марокко – незадолго до этого долина Су была очагом вакафитского шиизма, остатком влияния Фатимидов, а потомство Пророка было важным элементом, оставшимся в наследство от зейдитов Идрисидов. Здесь мы видим ещё один важный элемент эклектичного учения Ибн Тумарта, а именно влияние шиизма.
В какой-то момент его посетил Абу Хафс Умар ибн Яхья аль-Хинтати («Умар Хинтати»), выдающийся вождь племени хинтат (основа будущих хафсидов). Умар Хинтати был поражён и пригласил Ибн Тумарта укрыться среди племён Масмуда в Высоком Атласе, где он будет лучше защищён от власти Альморавидов. В 1122 году Ибн Тумарт покинул свою пещеру и поднялся на Высокий Атлас.
В последующие годы путь Ибн Тумарта из пещеры Игилиз в горный форт Тинмель – ещё одно сознательное подражание жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (хиджра из Мекки в Медину) – станет популярным маршрутом паломничества верующих Альмохадов. Сама пещера оберегалась как святыня на протяжении многих лет, где, по-видимому, партизаны Альмохадов независимо от своего происхождения церемониально отвергали прошлые связи и принимались в племя харга Ибн Тумарта.
Ибн Тумарт призвал своих последователей к открытому восстанию против Альморавидов, чтобы выполнить миссию по очищению государства. В 1122 году или вскоре после этого (ок. 1124 г.) он основал рибат в Тинмеле, в маленькой долине Нфис посредине Высокого Атласа. Тинмель был неприступным укреплённым комплексом, который служил как духовным центром, так и военным штабом восстания Альмохадов. Именно в этот период он написал серию посланий по различным вопросам для обучения своих людей. Эти разрозненные произведения были позднее, в 1183-1184 годы, собраны по приказу халифа Альмохадов Юсуфа ибн Абд аль-Мамуна.
Шесть основных племён масмуда присоединились к восстанию Альмохадов: племя ибн Тумарта харга (из Антиатласа), а также ганфиса, гадмива, хинтата, хаскура и хазраджа (примерно с Запада на Восток, вдоль хребта Высокого Атласа). В течение следующих восьми лет восстание Альмохадов ограничивалось нерешительной партизанской войной через овраги и вершины хребта Атлас. Основным ущербом, нанесённым Альмохадами на этом этапе, было вмешательство в сбор налогов Альморавидами и подрыв безопасности (или создание непроходимости) на дорогах и горных перевалах к югу от Марракеша.
Ибн Тумарт умер в августе 1130 года (524 г.х.), всего через несколько месяцев после катастрофического поражения от мурабитов в Аль-Бухайре. То, что движение Альмохадов не рухнуло сразу же после сокрушительных ударов, больших потерь под стенами Марракеша и гибели не только своего духовного лидера, но и главных военачальников, является свидетельством мощной организации, которую Ибн Тумарт построил в Тинмеле.
Ибн Тумарт создал коммуну Альмохадов как тщательно детализированную пирамидальную иерархию с четырнадцатью классами. Наверху находился Ахл ад-Дар (семья Махди), дополненный тайным советом, известным как Совет десяти (Ахл аль-джамана), в который входили мигранты из Ифрикии, впервые присоединившиеся к Ибн Тумарту в Меллале. Был также более широкий консультативный Совет пятидесяти, состоящий из шейхов основных берберских племён масмуда – харга (племя Ибн Тумарта, имевшее первенство в иерархии племён), ганфиса, гадмива, хинтата, хаскура и хазраджа. Армия Альмохадов была создана в виде организованных «единиц», каждая из которых называлась племенем, имела подразделения и внутреннюю иерархию, тщательно и точно прописанную. Были также организованы группы Талиба и Хуффаза – проповедников, которые были первыми миссионерами и распространителями послания Ибн Тумарта.
Через 17 лет обновлённые Альмохады под руководством Абдульмумина возьмут Марракеш и окончательно разгромят мурабитов. Незадолго до этого известный ашаритский и маликитский имам Кади Ийяд (да помилует его Аллах) возглавил восстание против Альмохадов в Сеуте, но проиграл и был изгнан в Тадлу, а затем в Марракеш, где и погиб в 1149 году. Есть разные версии его гибели, имам аз-Захаби пишет, что в Марракеше его казнили Альмохады за отказ признать Ибн Тумарта имамом Махди, что также показывает, что ашаризм был распространён в этих землях до Ибн Тумарта, более того, ашариты как раз и пострадали от его рук.
Я надеюсь, что статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха.