Имам Абу Абдуллах Мухаммад ас-Сануси

Мухаммад ибн Юсуф ибн Умар ибн Шуайб ас-Сануси ат-Тилимсани аль-Хасани был ученым в области хадиса (мухаддис), акыды (мутакаллим), логики (мантык) и чтений Корана. Он умер в Тлемсене .
 

Его ученик (Мухаммад ибн Умар ат-Тилимсани) аль-Маляли написал его обширную биографию под названием «Аль-мавахиб аль-кудсийя фи манакыб ас-санусийя» . В ней он пишет: «Велик его вклад в явные науки. Он овладел их основами (усуль) и ответвлениями (фуру). О чем бы он ни говорил, слушатель решал, что [никто из его современников] лучше в этом не разбирается, особенно это касалось таухида и рациональных наук. Также он обладал знаниями в тайных науках, но и из явных наук выводил то, что полезно для следующей жизни (ахира), особенно из тафсира и хадисов, поскольку всегда чувствовал, что Аллах его видит и сам будто бы видел ахира.

Его учителя

•    Его отец.
•    Шейх Наср аз-Завави. 
•    Алляма Мухаммад ибн Тузат 
•    Ас-сайид аш-Шариф Абуль-Хаджадж Юсуф ибн Абу Аббас аль-Хасани (наука о чтениях Корана (кыраат)). 
•    Абу Абдуллах аль-Хабзаб (астрономия).
•    Имам Мухаммад ибн Аббас (усуль и мантык). 
•    Факих аль-Джалляб (фикх).
•    Великий вали аль-Хасан Абракан ар-Рашиди. Имам ас-Сануси провел много времени рядом с ним, получил от него много пользы и бараката. Тот очень любил его и делал за него дуа, и Всевышний принял дуа вали. 
•    Его дядя, факих, хафиз Абуль-Хасан ат-Талюти. С ним он прочитал «Ар-Рисаля».
•    Имам Абуль-Касим аль-Канабиши. С ним он прочитал «Иршад» имама аль-Джувейни и другие книги по акыде.
•    Имам Абу Зейд ас-Са’алиби. У него он прочитал сборники Бухари, Муслима и другие книги по хадису, и тот передал ему все иджазы, которые имел.
•    Имам, вали, захид Ибрахим ат-Тази надел на него халат (хирка) и передал ему разрешение на наставничество. 
•    Имам Абуль-Хасан аль-Кальсади аль-Андалуси обучил его науке о делении наследства и математике и передал ему все иджазы, которые у него были. 
 

Имам ас-Сануси обладал кротким нравом, огромным терпением, не обращал внимания на неприятные вещи, которые о нем говорили, и слушал их с улыбкой, и не гневался, и не таил злобы, и ни с кем не был груб, и встречал каждого приятными словами и уважением, так что тот становился его другом.
 

Его ученик аль-Маляли передает, что имам говорил: «Следует ступать осторожно и смотреть под ноги, чтобы случайно не убить насекомое». Когда же он видел, как кто-то сильно бьет животное, то изменялся в лице и говорил тому: «Будь помягче, о благословенный», – и запрещал воспитателям бить детей. 
 

Аль-Маляли передает, что слышал от своего учителя: «У Всевышнего Аллаха сто милостей. И их не получит никто, кроме тех, кто милостив ко всем творениям и испытывает сострадание к ним». 
 

Когда он почувствовал смертельную болезнь, то перестал ходить в мечеть, поскольку был прикован к постели. Болезнь длилась десять дней, а затем он умер. Когда он был при смерти, его племянник делал ему талкын (читал над умирающим шахаду). Имам повернулся к нему и сказал: «А разве может быть иначе?!» 
 

Дочь воскликнула: «Ты уходишь и оставляешь меня!» Тогда он сказал: «Скоро мы встретимся в Раю, если на то будет Воля Аллаха». И перед смертью он повторял: «Мы просим Всевышнего сделать так, чтобы мы и те, кого мы любим, произнесли шахаду и поняли ее смысл в момент смерти». 
 

Имам скончался в воскресенье, восемнадцатого Джумадаль-Ахира восемьсот девяносто пятого года, и люди почувствовали запах благовоний в момент его смерти, да смилуется над ним Аллах. 
 

И аль-Маляли сказал: «Он сообщил мне примерно за два года до смерти, что ему пятьдесят пять лет». Ат-Танбакити пишет в «Нейль аль-ибтихадж»: «Я читал у одного ученого, что он спросил аль-Маляли о возрасте его учителя и тот ответил: «Он умер в возрасте шестидесяти трех лет». Аллах знает лучше. 
 

Его ученики

•    Ибн Са’д
•    Абуль-Касим аз-Завави
•    Ибн Абу Мадейн
•    Шейх Яхья ибн Мухаммад
•    Ибн аль-Хадж аль-Байдари
•    Ибн Аббас ас-Сагыр
•    Валиулла Мухаммад аль-Каль’и
и другие достойные ученые.
 

Его книги

•    «Акыда ахли-т-таухид ва-т-тасдид аль-мухриджа мин зульматиль-джахли ва рибкати-т-таклид». Другое название: «Аль-Акыда аль-кубра». На нее существует много шархов (толкований).
•    «Акыда ахли-т-таухид ас-сугра». Другое название: «Умм аль-Барахин». Многократно издавалась в Каире, Малайзии, Индии и других исламских странах. Является одним из основных текстов по акыде, который изучают во всем мире. Известно более семи ее стихотворных переложений и более шестидесяти шархов, к которым написано огромное количество хашия (примечаний на полях).
•    «Аль-Муршида», также известная как «Аль-Акыда ас-Санусийя аль-вуста», и шарх на нее. На нее написано четыре хашия.
•    «Шарх ан-Манзума аль-Джазаира». Другое название: «Аль-‘Акд аль-фарид фи халли мушкилят ат-таухид».
•    «Аль-Мукаддима» (по философии) и шарх на нее. Дважды издавалась в Каире на полях «Сугра ас-Сугра». К этой книге существует три хашия.
•    «Аль-Бурхан» и шарх на нее.
•    «Мухтасар аль-мантык» и шарх на нее. На эту книгу написано более десяти шархов, помимо шарха самого автора.
•    «Нусра аль-факыр», опровержение Абуль-Хасана ас-Сагыра аль-Макнаси (ум. в 719-м г. по хиджре).
•    «Ат-Тыб ан-Набави» (Медицина Пророка, солляллаху алейхи ва саллям).
•    Шарх к книге «Аль-Исагуджи» по логике.
•    Толкование двух свидетельств (шахады).
•    Тафсир суры «Аль-Фатиха».
•    Толкование Прекрасных Имен Аллаха.
•    Шарх Сахих Бухари (не окончен).

Похожие материалы