Семья — социальный институт, базовая ячейка общества. Наверное, даже не стоит отдельно напоминать, какую важную роль в нашей религии играет семья и как велико число хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сообщений сподвижников и имамов, переданных на эту тему.
Что есть семья, Ислам чётко оговаривает – это союз (договор) между мужчиной и женщиной. Однако в современном обществе этот социальный институт (в традиционном понимании) переживает далеко не лучшие времена. Почему так происходит, и что с этим делать – вот два главных вопроса, на которые я попытаюсь ответить в статье.
Начнём с того, что одна из основных задач семьи – это воспроизведение общества, и с этой задачей семья на западе начала плохо справляться уже в 60-х годах 20 века, этот процесс называется демографическим переходом, заключается он в изменении соотношения рождаемости и смертности и, как следствие, возрастного коэффициента в обществе. Связано это с процессом урбанизации и индустриализации, и на заключительных этапах это выражается в невысокой рождаемости, низкой смертности и преобладании в обществе людей среднего и пожилого возраста.
То есть отчасти кризис семьи неизбежно вытекает из структуры современного общества, когда население живёт в основном в городах с высоким темпом жизни, из атомизации общества, в котором люди позднее взрослеют, позднее вступают в брак, заводят меньше детей и меньше дорожат браком. Современное общество даёт возможность эмансипированной женщине самостоятельно воспитать детей, отец для этого не очень нужен, зачастую он становится лишь помехой амбициям жены, и она выбирает путь матери-одиночки. В сельской же местности эти процессы менее выражены, и рождаемость там в среднем выше, как и ниже процент разводов. В целом снижение рождаемости – это общемировая тенденция, на инфографике выше показано снижение рождаемости в мировом масштабе с предполагаемым прогнозом.
С другой стороны, надо понимать, что одно только систематическое снижение рождаемости не означает гибели традиционной семьи, как это нам пытаются представить радикальные леволиберальные пропагандисты в виде феминисток всех мастей и ЛГБТ-активистов. Что понятно, так как традиционная семья не вписывается в их систему ценностей, и наоборот, поэтому на западе в странах, где подобная идеология доминирует, мы видим порой совсем безумные законы. Например, кое-где на законодательном уровне предложили убрать из всех документов слова «отец» и «мать» и заменить на «родитель 1» и «родитель 2», или детей забирают из семьи за отказ родителей отпускать их на уроки сексуального воспитания и т. д.
Последствием такой политики является последовательная убыль населения и рост числа людей старшего и пожилого возраста, что неизбежно приводит к увеличению экономической нагрузки на трудоспособное население и росту социальных проблем, связанных с одиночеством стариков, их отчуждённостью от более молодых поколений. Экономические меры стимуляции рождаемости, как показывает опыт, малоэффективны в долгосрочной перспективе, а пропаганда рождаемости становится по факту невозможной при такой идеологической политике.
По оценкам ООН, население мира в возрасте от 60 лет насчитывало в 2000 году 600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек, ещё раз утроившись за период времени в 50 лет. В 2009 году удельный вес населения старше 60 лет в среднем по миру составлял 10,8 %. Он был наименьшим в Катаре и ОАЭ (1,9 %), а наибольшим — в Японии (29,7 %). Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22 % населения Земли будут пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходиться по одному пенсионеру.
В качестве решения этой проблемы леволиберальные элиты выбрали политику привлечения мигрантов, с одной стороны, и пропаганду своих ценностей среди стран, где население ещё себя воспроизводит, с другой. К какому бы росту правых настроений и провалу политики «мультикультурализма» это ни приводило, привлечение мигрантов – единственный способ для этих стран покрыть дефицит рабочих рук.
Пропаганду этих ценностей мы видим и у нас, в первую очередь через массовую культуру: кино, музыку, сериалы, мультипликацию, литературу, производство которых находится на Западе. Интернет уже стал привычной средой обитания молодого поколения, где эта пропаганда наиболее активна и открыта. Существует большой поколенческий разрыв между теми, кто родился в нулевых, и их родителями. Родители этого поколения зачастую не знают, чем живут и интересуются в интернете их дети, поэтому пропаганда ценностей традиционной (исламской) семьи является неотъемлемой частью сохранения нашей исламской идентичности и религии как таковой.
Конечно, необходимо учитывать реалии современного мира, например, не стоит делать акцент на многодетности в семье – для того чтобы в обществе была положительная динамика естественного прироста населения, необходима рождаемость 2,1 ребёнка на семью, то есть в среднем в одной семье должно быть трое детей. Призывы рожать больше, не задумываясь об обеспечении, так как «Аллах всех прокормит» – не есть хорошо: перенаселение и избыток молодых рабочих рук создают ничуть не меньше экономических и социальных проблем, чем их нехватка, особенно, когда рост населения «взрывной». Поэтому три ребёнка на семью – это именно те цифры, которые необходимы для естественного контролируемого воспроизводства населения.
Не стоит делать акцент и на многожёнстве. Да, безусловно, многожёнство дозволено Исламом, но, как писали многие авторитетные имамы, мужчине стоит ограничиться одной женщиной, если он не уверен, что сможет обеспечить равные и достойные условия содержания нескольким жёнам, а это относится к большинству современных мужчин. Плюс такие имамы, как ибн аль-Джаузи и ибн Хазм, писали, что наибольшее счастье для мужчины – это найти ту единственную женщину, с которой ему хорошо, да и ей самой с ним хорошо – с этим трудно не согласиться.
Вообще, на выборе спутника жизни стоит остановиться отдельно, так как и в этом вопросе современные молодые мусульмане находятся под большим влиянием западных стереотипов, по которым отношения между мужчиной и женщиной в большинстве случаев строятся вне брака, а страсть, эмоции и чувства являются главной целью союза. Такой подход неприемлем в Исламе. Вообще, наиболее крепкие браки – это браки по расчёту, в современной массовой культуре сам термин «брак по расчёту» воспринимается негативно – как брак, заключённый ради материальной выгоды, но это не так. Брак по расчёту – это союз, заключённый умом, а не сердцем или другими частями тела. Любовная эйфория, которую испытывают молодые люди – не что иное, как физиологическая реакция, психоз, который проходит через год-два, именно поэтому браки, заключённые «по любви», так часто распадаются именно через 2-3 года, то есть в период, когда любовная эйфория заканчивается и остается рутинный семейный быт. Человек должен точно понимать, чего он хочет от брака, на какие компромиссы в совместной жизни готов идти. Вот несколько простых советов молодым людям, которые помогут им в выборе супруги/супруга. Надо чётко понимать, чего вы хотите от брака и от жены/мужа.
Первый совет – избегать невест/женихов значительно богаче вас, особенно когда богаты именно их родители. Да, это большой соблазн, но в таком случае нужно быть готовым к положению «бедного родственника», которым будут помыкать и указывать на его место. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Тот, кто женится на девушке из-за её богатства и красоты, лишится её красоты и богатства. А если кто-то возьмёт девушку в жены из-за её религиозности, Аллах наделит её богатством и красотой» (Тирмизи). В другом хадисе сообщается: «На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирайте жену из-за её религиозности» (имам Муслим).
Второй совет – посмотрите на семью жениха/невесты. Если девушка выросла в неполной семье и была воспитана одной только матерью, то есть вероятность, что она повторит материнскую модель поведения, особенно это опасно, если она выросла в семье с мамой и бабушкой, в так называемом «бабьем царстве». Скорее всего она будет избалована и абсолютно не понимать, как надо вести себя с мужчиной. Если же это мальчик, выросший без отца, очень вероятно, что он, не имея перед глазами мужского примера поведения, унаследует материнскую (женскую) модель поведения.
Третий совет – узнайте, чем живёт ваша потенциальная «половинка», не доверяйте первому впечатлению, оно очень часто обманчиво, плюс молодые люди всегда пытаются показать себя на людях с лучшей стороны. В совместной жизни всё может быть иначе, поэтому стоит спросить у учителей, одноклассников, однокурсников, каков(а) ваш(а) избранник(-ца) в жизни; рассказам родственников не слишком доверяйте, они часто всё приукрашивают.
В целом надо понимать, что традиционная исламская семья – это фактически последний щит, который позволяет нам ещё как-то конкурировать на цивилизационном уровне, и нельзя допустить, чтобы наши враги выбили и его из наших рук. И тауфик лишь от Аллаха.