Возникновение хариджитов, как это известно, восходит к ожесточенной войне между Али (да будет доволен им Аллах) и Муавией в Сиффинской битве. Когда Муавия (да будет доволен им Аллах) почувствовал приближающееся к нему поражение, он призвал к судейству Кораном, а в войске Али (да будет доволен им Аллах) были те, кто поддержали это судейство и стали давить на Али (да будет доволен им Аллах), чтобы он согласился.
Когда же Али согласился, выступили арбитры с каждой из сторон, и план для победы, составленный Муавией, стал успешным. Те, кто давили на Али, заставляя его принять данное судейство, стали осуждать его и ругать его действия и обернулись против него, будучи прежде его сторонниками. Таким образом, от него отделились 12 000 человек и достигли Хуруры — одно из сел Куфы, — избрав своим предводителем Шабиба ибн Риби Ат-Тамими. Али (да будет доволен им Аллах) вышел к ним и вступил с ними в спор. Они были прозваны хуруритами, потому что собрались в этом селе после их отделения (от Али) и являлись самой многочисленной группой хариджитов, самой кровожадной из них и более всех придерживающейся (буквального понимания) того, что видели.
Передал Масуди, что, когда Али (да будет доволен им Аллах) прибыл в Куфу, хуруриты кричали ему, когда тот был на минбаре: «Ты испугался беды! Согласился с суждением! Принял подлость! Нет суда, кроме как суда Аллаха!», а Али отвечал: «Суда Аллаха, проявленного в вас, я ожидаю». Они на это (цитировали Коран): «Тебе и твоим предшественником уже было внушено: “Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”»[1], тогда Али говорил (другими аятами Корана): «Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убежденности, не находят тебя легковесным[2]».[3]
Между Али (да будет доволен им Аллах) и хуруритами были сражения, для упоминания которых здесь не место. Затем его смерть была от руки одного из них, а именно от Абдуррахмана ибн Мульджама.
Важнейшие убеждения, которыми они выделились
Ты узнал из вышеприведенного, что хариджиты испытывали трудности в мышлении, сложности своего характера, строгости в разрешении дел и фанатичной приверженности своим взглядам. Причины этого кроются в том, что большинство из них были из числа бедуинов и грубых племен, которые не вкусили плоды Исламского шариата и не получили опыта его познания. Таким образом их фанатичность принесла им еще больше бед, прибавив к их невежеству упрямства и упорства.
Они единственные из мусульман исповедовали убеждения, образовавшие для них отличительный мазхаб. Мы изложим его в следующих аспектах:
Первое. Халиф не может стать полновластным правителем, пока ему не принесут полную, правильную присягу, и сделать это должны все мусульмане, а не какая-то одна из их групп. Если после этого халиф отойдет от истины, каким бы он ни был, то он должен уйти с поста, а иначе следует выступить против него войной.
Второе. Все люди в том, что касается халифата, — одинаковы. Нет разницы между курайшитами и некурайшитами, между арабами и неарабами. Между собой они давали присягу Абдулла ибн Вахбу Ар-Расиби, который не был курайшитом, и называли его повелителем правоверных.
Третье. Они выносили решение о неверии мусульман — и это было согласно их (хариджитов) убеждениям — за совершение ими каких бы то ни было грехов, не разделяя между их видами, будь они малыми или большими.[4] Даже если мусульманин совершит грех по ошибке или из-за своего умозаключения, как если он усердно размышлял и ошибся, то это считается ошибкой, выводящей его из религии. Поэтому они обвинили в неверии Али (да будет доволен им Аллах) за его обращение к третейскому судейству, хотя он сделал это вынужденно и принял его, стараясь разобраться и прийти к правильному решению. Это является доказательством того, что они обвиняют мусульманина в неверии не только за совершение смертного греха, но и за любой грех или ошибку, которые тот совершит, как это передают от них.
Четвертое. Затем они допускают, чтобы у мусульман не было имама вовсе, если они придут между собой на счет этого к согласию, и они не будут нуждаться в нем в своих делах.[5]
Они понимали буквально шариатские тексты, абсолютно не задействовав в этом разум или не использовав анализ, таким образом с этой точки зрения между ними и захиритами есть родство и сходство.
Поэтому во время диспута с ними Али (да будет доволен им Аллах)не обращался к ним с цитатами из Корана и Сунны, однако вел дискуссию, приводя поступки посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как не было у них выхода, кроме как считаться с ними и покориться им.
Шейх Мухаммад Абу Захра привел примеры диспутов Али (да будет доволен им Аллах) с ними. Например, слова из его обращения к ним:
«Вы не отвергаете ничего, кроме того, что я ошибся и заблудился, но почему же вы обвиняете в заблуждении всю общину Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), корите их из-за моей ошибки и обвиняете их в неверии из-за моих грехов? Сабли ваши на плечах ваших, складываете вы их на места здоровые и больные, смешиваете вы тех, кто совершил грех с теми, кто не совершал его. Вы же знаете, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побил камнями состоявшего в браке прелюбодея, затем совершил по нему заупокойную молитву, а затем разделил наследство между родственниками покойного; он отрубал руки ворам и хлестал плетьми не состоявших в браке прелюбодеев, а затем делил между ними трофеи, и они женились на мусульманках; Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждал их за их грехи и приводил в исполнение то, в чем у Аллаха были на них права, но он не обделял их долей в Исламе и не выводил их имена из числа приверженцев (Ислама)».[6]
Группы хариджитов
Хариджиты разделились между собой на различные группы после того, как все они или большинство из них пришли к единогласию в вышеприведенных четырех пунктах. Самых больших групп, которые возникли из-за этих разногласий, шесть: азарика, наджадат, сафарийа, аджарида, ибадиты, тагалиба.
Ибадиты являются самыми некрайними из них. Это сторонники Абдуллаха ибн Ибада. Они считали, что тот, кто совершает большой грех, впадает в неверие в милость Аллаха, но не в неверие, выводящее его из Ислама. Они также говорили, что земли их оппонентов из числа мусульман являются землями единобожия, за исключением лагеря султана, который является землей тирании.[7]
Аш-Шахристани сказал: «Али (да будет доволен им Аллах) вел с ними в Нахраване ожесточенные бои, и только менее десяти человек освободились из них, и было убито из числа мусульман менее десяти человек. Двое из них обратились в бегство в Амман, двое — в Кирман, двое — в Сиджистан, двое — на остров, один — в Тальмурун в Йемене. Таким образом ересь хариджитов возникла в этих землях».[8]
(По книге «Аль-Мазахибу-т-таухидия ва фальсафату-ль-муасырат» (с. 58-61) шейха Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты).
[1] Коран, 39:65.
[2] Коран, 30:60.
[3] Ас-Сам’уди, 2/395.
[4] Абу Мансур аль-Багдади, «Аль-Фарк байна аль-фирак», с. 117.
[5] Аш-Шахристани, «Аль-Миляль ва ан-нихаль», 1/157-158.
[6] «Аль-Мазахиб аль-Ислямийя», с. 108-109.
[7] Аш-Шахристани, «Аль-Миляль ва ан-нихаль», 1/181.
[8] Аш-Шахристани, «Аль-Миляль ва ан-нихаль», 1/159.