Всегда приятно слышать, когда Ислам принимают те люди, чьи предки не исповедовали Ислам (или наоборот – что еще кто-то из тех, кто считался мусульманином лишь номинально, по вере предков, стал искренне соблюдать свою религию), и таких людей становится все больше. Но вместе с такими радостными моментами многое в жизни российского исламского сообщества (в частности – дальнейший путь в Исламе этих же новых мусульман) не может не вызывать опасения.
Недавно натолкнулась на статью одного российского исламского публициста, в которой автор сетует на то, что новому российскому мусульманину (как крестьянину из известного фильма) «некуда податься»:
«Никакая исламская организация в России сегодня не предлагает психологической помощи новичкам в исламе. Никто не консультирует их по вопросам адаптации и преодоления внутренних барьеров, не практикует программы по социальному внедрению в общество».
На самом деле, этот вопрос более серьезен с иной точки зрения. Представьте себе человека, который оказался в незнакомой местности. Ему страшно, одиноко, тяжело, но не от отсутствия «психологической адаптации», она лишь следствие того, что он не знает, где он и куда ему нужно идти, какое выбрать направление, психолог не заменит ему карты и надежного проводника. Так и новообращенным (или начинающим соблюдать свою религию «этническим мусульманам») нужна не «психологическая адаптация», а правильная информация, надежные знания о религии. Когда он будет уверенно стоять на ногах, придет и адаптация. Причем эти знания он должен получать не урывками и обрывками, как зачастую бывает, а от начала и до конца, имея правильное представление обо всем Исламе в целом. Что в наше время может узнать о религии новый мусульманин, и «куда ему податься»?
20 лет прошли с момента распада Союза. 20 лет как была провозглашена свобода совести и люди получили возможность свободно исповедовать свою религию, обучаться ей и обучать других. 20 лет как такую возможность получили наряду с другими конфессиями и мусульмане России. И что мы имеем в реальности, каковы результаты? Да, мусульмане России имеют возможность издавать и читать исламскую литературу, смотреть фильмы и передачи на религиозные темы, обучать и обучаться религии. Но ситуация с религиозным образованием у нас до сих пор очень плачевна.
Более того, плохо даже не то, что люди невежественны – в конце концов, всему можно научиться. Плохо то, что люди даже не знают, чему собственно они должны учиться, какие знания обязательны для мусульманина. Не знают, что религия – это иман (то есть правильные убеждения, правильная вера в Аллаха), ислам (правильное соблюдение религиозных предписаний, так называемые пять столпов ислама) и ихсан (нравственная составляющая религии, которой традиционно занималась такая наука, как суфизм, или тасаввуф).
Что сейчас обо всем об этом знают российские мусульмане и знают ли вообще?
Вот несколько примеров:
- Ролик, где снят митинг под названием «Ислам против террора», который проводился в Москве несколько лет назад после крупного теракта в метро. Приятная девушка в лиловом хиджабе говорит на первый взгляд хорошие слова о том, что Ислам не имеет отношения к терроризму, к убийствам невинных людей, о мирном сосуществовании людей разных религий в нашей стране и тому подобное. Но между прочим она произносит странную фразу, что «нет плохих религий, есть плохие люди». По всей видимости, до сведения этой девушки никто не довел, что эта фраза – такая обычная для сторонника либеральных убеждений (для которого абсолютной истины нет и каждый по-своему прав) – совершенно недопустима для мусульманина.
- Похожий пример. Интервью с исламской журналисткой и автором книг. Рассказывая о своей семье, эта женщина радостно говорит, что ее родители очень верующие, и добавляет: “АльхамдулиЛлях”. При том что в другом ее интервью сообщается, что они члены одной из христианских церквей. Разве таким вещам нужно радоваться? Ведь христиане – это отнюдь не «верующие люди», с точки зрения исламской религии. Мусульмане вовсе не сторонники точки зрения, что «истина у каждого своя», для нас иные религии – это не «свой путь к Богу», а заблуждение и неверие.
- Пятничная проповедь в одной московской мечети: говорит уже не рядовой обыватель, а человек, имеющий религиозное образование. Оказывается, по его словам, Ислам прямо-таки чуть не обязывает своих последователей уважать иные религии (то есть опять-таки уважать заблуждение и неверие).
- Другой такой же представитель вроде бы образованной и ученой части мусульман может пространно и много говорить (и писать) о самосовершенствовании, внутреннем развитии и прочих высоких материях. Когда же речь доходит до практического соблюдения религии, он готов облегчать его, как только возможно: “Пожалуйста, если вы привыкли, слушайте музыку, ходите в театры, смотрите художественные фильмы и читайте художественную литературу (разумеется, неисламского содержания)”. Главное его «кредо» – как можно лучше вписаться в неисламское общество и быть «как все», модными современными.
- Этот же человек на вопрос, можно ли мусульманину быть крестным отцом ребенка у друга-христианина, ответил, что вообще-то, конечно, это нежелательно, но в данном случае ничего. Он же уверял, что если человек (не по принуждению, а просто так) скажет, что он не мусульманин, то это тоже ничего страшного, главное – «вера в душе».
- На занятиях, на курсах при одной московской мечети, когда речь доходит до атрибутов Всевышнего, преподаватель говорит, что, мол, конечно, выучите это, раз уж так говорится в учебном пособии, но вообще-то все это философия и вам это рано знать.
- Российские девушки-мусульманки спокойно пускаются в путешествия (и по служебным делам и просто так, на отдых) в одиночестве. Они и не подозревают, что женщине нельзя одной без мужа или родственника-махрама ездить в далекие поездки.
- Девушки и юноши часами болтают друг с другом в социальных сетях и средствах он-лайн общения (типа «аськи» или «скайпа»), не зная и не желая знать, что такое общение ничем не лучше пребывания в обществе посторонней женщины или мужчины, которое категорически запрещено в Исламе. Да и в реальном общении зачастую молодые люди не соблюдают правила разделения полов, болтая и смеясь с незнакомыми юношами и девушками.
Что все это такое?
Это все примеры того, что, несмотря на 20 лет свободы для всевозможной религиозной пропаганды и грамотности, мы имеем по-прежнему вопиющее невежество в вопросах религии, такое же, как будто советская власть кончилась только что.
Как когда-то было сказано, что в России две беды: дороги и дураки, – так и в российском исламском обществе есть две беды, и неизвестно, какая хуже.
Одна часть (примеры из жизни которой уже упомянуты выше) – это «либералы»,«светские мусульмане». Они придерживаются точки зрения, что Ислам – это просто ОДНА из сторон жизни человека (а вовсе не совокупный образ жизни). Это женский хиджаб (при этом о том, что для мужчин существуют тоже некие правила внешнего вида, речи нет), совершение намаза, пост и отказ от запретной пищи. Да и то, как уже было показано, либеральные имамы готовы как только можно облегчить простым людям соблюдение религиозной практики, лишь бы только “вписаться” в неисламское общество.
При этом либерал не знает – и редко кто трудится ему сообщить о его невежестве – что знание того, что наша религия говорит о Всевышнем, о Его качествах не менее (а гораздо более) важно, чем умение правильно совершать намаз. Если спросить «светского мусульманина» об этом, то в ответ услышишь что-то невразумительное: «Бог наверное, где-то на небе, наверху», – или: «Он везде, рядом с нами», – или вообще: «Бог у нас в душе».
Он понятия не имеет о вопросах вероотступничества – что можно не только делом или намерением , но даже неосторожным словом выйти из Ислама.
Либерал и не подозревает, что Ислам – это не просто хиджаб и намаз, отказ от свинины и спиртного, а образ жизни, когда человек должен стараться отделяться от светского мира как только возможно, не участвовать в светских развлечениях, не слушать музыку и не смотреть немусульманские фильмы. Это считается фанатизмом и крайностью. Считается, что вера должна быть в душе, что главное – это внутреннее, а не внешнее и тому подобное.
Другая (более маргинальная часть мусульманского российского общества), следующая за саудовскими псевдосаляфитами (теми, кого обычно называют ваххабитами), вроде бы на первый взгляд гораздо более грамотна.Они одеваются строго по Сунне (не только женщины, но и мужчины), они знают прекрасно, что может вывести человека из Ислама (хотя иногда перегибают палку в этих вопросах), они стараются учить арабский язык – чтобы в нужный момент процитировать аят или хадис.
Они могут часами говорить о том, что какой-то конкретный момент из религиозной практики соблюдать можно, потому что он основан на достоверном хадисе, а вот это наоборот, делать нельзя, «потому что это нововведение, достоверными хадисами это не подтверждается, это просто мнение какого-то ученого» (можно подумать, что ученые Ислама брали свои мнения откуда-то «с потолка», не имея ни малейшего понятия о достоверных и слабых хадисах).
Очень многие новые мусульмане часто приходят к этим людям, потому что их подкупает и строгое соблюдение религии (а это часто и отказ от телевизора и музыки и соблюдение в одежде), и вроде бы на первый взгляд наличие знаний.
Однако, на самом деле, эти люди так же невежественны, как и их «антиподы» – либералы, «светские мусульмане». Они слепо следуют за саудовскими шейхами, которые пишут в своих книгах, что Аллах имеет место, направление и органы, части тела, что великим ученым и имамам мазхабов следовать не обязательно (а то и вовсе не нужно), потому что «они были такие же люди, как и мы», что многие вещи из того, что говорили великие ученые, – это «нововведения» и заблуждения (поэтому их мнения нужно принимать критически и при случае поправить). По невежеству им не приходит в голову, что Аллах совершенен и бесподобен. Что человек, прочитавший лишь перевод Корана и такой же перевод хадисов, никак не ровня великим ученым и тем более не может их критиковать и поправлять.
И либералы, и «фундаменталисты»-саляфиты что-то такое знают о нравственности: что нужно стараться быть добрым, терпеливым, мягким, совершать все ради Аллаха, а не напоказ, не завидовать, не гордиться, не раздражаться и тому подобное. Но им не известно то, что всегда было известно мусульманам – что внутренним совершенствованием человека и нравственностью занимается такая наука, как суфизм, или тасаввуф, с помощью учителей, духовных наставников, которые помогают человеку в этом совершенствовании.
В настоящее же время для российского мусульманина слово «суфизм» звучит в лучшем случае как синоним какого-то чудачества или странности. Для либерала это какая-то восточная эзотерика и мистика, что-то вроде гадания на кофейной гуще, индийской йоги или якутского шаманизма. Для саляфита это вообще нечто ужасное, это язычество, «взывание к умершим».
И совершенно забытым оказывается тот традиционный Ислам, которому следовали наши предки, великие ученые и большинство мусульман на протяжении веков. Когда все следовали мазхабам, все знали, что Всевышний совершенен и не подобен человеку, не имеет места, направления, тела и органов, что суфизм – это не мистика, не экзотика и не страшное язычество, а путь очищения сердца. Такой – действительно истинный, чистый Ислам – остается практически неизвестным и для «либералов», и для «фундаменталистов».