Бухари передает в «Сахихе», что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
اصبرو فانه لا يأتي عليكم زمان الا و الذي بعده اشر منه
«Будьте терпеливы, ведь каждая следующая эпоха хуже предыдущей»
Ибн Мас’уд говорит об этом хадисе:
ما ذاك بكثرة الامطار و قلتها و لكن بذهاب العلماء ثم يحدث قوم يفتون في الامور برأيهم فيثلمون الإسلام و يهدمونه
«Так происходит не из-за изобилия или недостатка дождей, но из-за того, что исчезают алимы (квалифицированные ученые), а потом приходят „люди“ (не алимы!), которые выносят фетвы согласно собственным мнениям (не имея на то права), пороча Ислам и уничтожая его».
То, что Ибн Мас’уд сказал: «…приходят люди…» — показывает, что это не ученые; они лишь притворяются ими, поскольку первую группу он назвал учеными, а вторую — лишь людьми. Это также указывает на то, что этих людей простой народ будет ошибочно считать учеными, поскольку те выносят якобы фетвы. И, поскольку народ считает их учеными, их мнения ценятся, хотя они противоречат Исламу. Так эти обманщики искажают Ислам и помогают разрушить правильно представление о нем, как сказал Ибн Мас’уд.
Многое из того, что нынче происходит под лозунгом «контекстуализации и реформации» Ислама, как раз подходит под описание Ибн Мас’уда. Каждый может заметить, что те, кто выступает за «вписывание Ислама в контекст современности», обычно выбирают для исследования именно такие вопросы, которые вызывают негативную реакцию в обществе. Однако моральные стандарты такого общества диктуются безбожниками, которые не считают религию значимым элементом в принципе и, более того, открыто игнорируют Ислам. И эти ученые многое делают для того, чтобы убедить подобное общество в том, что «наша религия» вписывается в их стандарты, и даже разрешают то, что ранее считалось харамом, в поиске облегчения.
Нет сомнения в том, что в современном мире в исламском фикхе контекст частично учитывается — там, где это необходимо. «Учитывать контекст» означает взять основу чего-либо и со смыслом применить ее к ситуации или найти дозволенные облегчения, существующие в Шариате. Но часть того, что происходит сейчас, — не такова. Напротив, это незаконные рассуждения неквалифицированных людей, которые хотят изменить правила и предписания, четко установленные Исламом.