Как воспитать трудного ребёнка?

Меня действительно вдохновила эта история, и я, в надежде, что это вдохновит других, решил, что необходимо поделиться ею с коллегами-учителями. Пусть Всевышний Аллах даст нам тавфик действовать таким же образом.

Иногда мы быстро исключаем студента. Мы чувствуем, что у него нет способностей, и поэтому просим его покинуть медресе. Задумайтесь на мгновение, как мы ответим перед Всевышним, если Он спросит нас: «Ребёнок пришел к вам в поисках Меня, а вы отвергли его. Почему?» Как мы ответим? Да простит нас Аллах.   

Примечание: имена детей и название медресе изменены.

В начале 2018 года в медресе Атфаал поступил новый ребёнок. Он оказался очень неспокойным. Что было удивительно в этом мальчике, так это его жестокое поведение. Ни один ребенок не мог пройти мимо него, не получив удар или пинок. Другие дети в его классе были в ужасе от него. На третий день четверо детей покинули медресе, и теперь Апа[1]  сходила с ума в своём классе. Никто не мог контролировать этого мальчика. Он был крайне неспокойным, и его поведение не поддавалось контролю. На четвёртый день Апа была готова уйти в отставку, сказав: «Либо он останется в классе, либо я. Из-за всего происходящего, кажется, все дети в классе уйдут. Необходимо немедленно предпринять решительные меры». Бедную Апу нельзя было винить, так как большинство других в подобной ситуации, вероятно, сказали бы то же самое.

Директор позвонил матери и спросил, может ли она немедленно прийти. Когда она приехала через полчаса, ей описали поведение её сына в медресе. Она расплакалась и сказала: «Я больше не знаю, что с ним делать. Директор школы исключил его на прошлой неделе. У его отца ужасный характер, он бьёт меня дома. Он видит, что его папа ведёт себя таким образом. Поведение, которое вы видите – это подражание тому, что он видит, что делает его отец». «Простите, мы не можем оставить его в медресе», – сказал директор. – Он выживет отсюда всех студентов».

Старшая Апа в медресе услышала этот разговор. Она подошла и тихо сказала: «Как мы можем выгнать ребёнка из нашего медресе, если он пришёл сюда, чтобы изучать религию? Как мы ответим за это перед Всевышним Аллахом? Позвольте мне взять его в свой класс, и я буду изо всех сил стараться работать с ним».

На следующий день она взяла маленького мальчика в свой класс и сделала дуа Всевышнему, чтобы Он помог ей с этим ребенком. Первое, что сделала Апа – это связалась с матерью. Она сказала ей: «Мы вместе будем бороться в этом сражении, и мы собираемся победить, если будет на то воля Аллаха. Но мы должны сделать это вместе. Вы готовы?». Мать согласилась на сотрудничество. Затем Апа дала ей рекомендации.

«Во-первых, – сказала Апа, – я хочу, чтобы вы просыпались каждую ночь во время тахаджуда и делали дуа за своего сына. Помните, что дуа матери легко принимаются. Я тоже проснусь во время тахаджуда и сделаю за него дуа.

Во-вторых, я дам вам книгу. Она написана великим алимом Хазратом Мавляной Мухаммадом Закарией (да будет доволен им Аллах). Книга называется “Фазаил амал”. Каждую ночь сидите с сыном и читайте ему хадисы из этой книги. Она содержит ценные советы. Чтение хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принесёт мир и баракат в ваш дом и жизнь. Постарайтесь применять на практике всё, что вы читаете.

В-третьих, я дам вам компакт-диск Хазрата Мавляны Юнуса Пателя (да будет доволен им Аллах). На диске содержится зикр Хазрата Мавляны. Слушайте диск дома каждый вечер и сидите со своим сыном на коврике для молитвы. С полной концентрацией поминайте Аллаха в своём доме. 

В-четвертых, я хочу, чтобы вы отвели его к педагогу-психологу для оценки. Из-за его неустойчивого детства ему может понадобиться медицинская помощь».

С этими четырьмя советами от Апы мать маленького мальчика проходила трудный путь с сыном, чтобы попытаться исправить ситуацию. Каждую ночь после ночного намаза они сидели вместе, читая советы из «Фазаил амал» и поминая Аллаха. Во время тахаджуда она вставала и делала особое дуа за своего сына. Можем ли мы представить эффект этого дуа? Дуа матери, и к тому же во время тахаджуда. 

Шесть месяцев с того дня, и мальчик – уже совсем другой ребёнок. Он спокойно сидит в своём классе и каждый день учит уроки. Он обожает Апу и уделяет ей всё своё время. Его мать говорит, что когда он приходит домой, единственное, что он говорит: «Моя Апа сказала мне это, моя Апа сказала мне то». Он ничего не говорит о школе или о спорте, которым он занимается в школе. То, что ему действительно нравится в жизни – это его времяпрепровождение в медресе. 

В последний день учёбы в медресе перед каникулами его Апа купила бургеры, чтобы угостить детей из своего класса. Один ребёнок прокомментировал: «Апа, ты купила нам только бургеры. А где кока-кола?». Маленький мальчик был очень расстроен этим вопросом, он тут же возразил: «Это проявление неблагодарности. Ты должен был хотя бы сказать: “Да воздаст тебе Аллах благом, Апа”, за то, что она купила нам бургеры».     

Это сила учебного процесса Апы. На первый взгляд может показаться, что у нее только 15 детей, с которыми она может приложить усилия, но на самом деле перед ней 15 семей. Она может сделать это в домах всех этих детей. Вот почему наши старейшины говорят нам, что когда мы, учителя, садимся в классе, мы должны совершать намерение сделать наставление для всего человечества. Кто знает, может, через одного ребёнка Всевышний Аллах заставит ветер наставления дуть на всё человечество.       

В этом случае Апа сумела ввести обучение и поминание Аллаха (зикр) в дом этого ребёнка, а также заставила мать ежедневно просыпаться для тахаджуда.

Ни один ребёнок не является исключением. Мы не можем выгнать ни одного ученика. Будучи учителем, вы можете изменить жизнь этого ребёнка.

Пусть Всевышний Аллах вдохновит всех нас на то, чтобы стать вдохновением для наших учеников в классе, и побудит нас быть истинным отражением нашего любимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

[1] Уважительное обращение к взрослым преподавательницам в медресе

Похожие материалы