Наставления учителям

Советы Шейха Салима Дората на пути получения и распространения знаний

Асад ибн Фурат (да будет доволен им Аллах) был студентом имама Мухаммада (да будет доволен им Аллах). Он рассказывал, что Имам Мухаммад (да будет доволен им Аллах) хотел обучать некоторых студентов в ночное время. Я также попросил, чтобы меня обучали ночью, и мне разрешили. В одну из ночей я постучал в дверь дома моего учителя. Имам Мухаммад (да будет доволен им Аллах) открыл дверь, держа в одной руке книгу, а в другой – кувшин с водой. Когда начался урок, я почувствовал сонливость. Имам Мухаммад (да будет доволен им Аллах) увидев это, побрызгал водой из кувшина на мое лицо. Это помогало мне бороться с сонливостью. Всякий раз, когда меня клонило в сон, Имам повторял те же действия. Упомянув эту историю, шейх сказал: «Дорогие братья! Эта религия не досталась нам легко, этому предшествовала серьезная работа».

Имам Шафии (да смилостивится над ним  Аллах) обращал внимание на, что «учителю следует сосредотачиваться на сильных учениках и через собственное педагогическое мастерство помогать им становиться еще умнее и ярче». Но это не означает, что следует оставить слабых учеников, напротив,  задача учителя также приложить все усилия, чтоб помочь раскрыться способностям и других учеников. [К примеру], Раби ибн Сулейман (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) объяснял в классе значение слов «Как пожелал Аллах (ма шаа Аллах)», но я не понял его, тогда он объяснял мне снова и снова, пока число не достигло 40. После этого он снова спросил, понял ли я, но из чувства смущения перед одноклассниками я вышел из класса, так как не хотел, чтобы мои одноклассники теряли время урока, пока учитель был вынужден тратить время на многократное объяснение одного вопроса. После урока мой учитель снова позвал меня и продолжил объяснять и объяснять, пока я не понял! Клянусь Аллахом! Он не оставил бы свое место, пока не убедился в том, что я точно понял. Он сказал мне следующее: «Если бы я мог раскрыть свою грудь и заставить вас выпить это знание, я бы заставил вас сделать его». Достойны упоминания следующие слова шейха, что мы должны представлять детей, как плодородную плантацию для нашего будущего. [А потому] будьте милосердны, если им трудно понять изучаемый материал.

Другой подобный случай упоминается в отношении Хасана ибн Зияда (да будет доволен им Аллах), который поделится своими воспоминаниями: «[Когда я посещал занятия] Имама Абу Юсуфа (да будет доволен им Аллах), то я мог неоднократно задать ему один и тот же вопрос, но каждый раз он отвечал также терпеливо и мягко…».

[При этом] мы должны быть на пути Всевышнего Аллаха, не боясь осуждения людей. [Например,] некоторые критики имама Шафии (да будет доволен им Аллах)  говорили о нем, что «он хуже, чем Иблис!», а некоторые враги имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах)  утверждали, что «убийство имама Абу Ханифы лучше, чем совершенный семидесятикратный джихад».  

Сосредоточьтесь на своей цели, не смотрите вокруг на то, что делают и говорят остальные. [При этом] окончание учебы в университете не должно стать причиной остановки в поиске знаний. Наоборот, мы должны продолжать всесторонне развиваться, узнавать новое и стремиться жить в соответствии с полученными знаниями, применяя их на практике. Также крайне важно делиться полученными знаниями с окружающими нас людьми. Беспокойство о том, как донести знания до каждого человека уммы, должно стать приоритетной задачей для каждого мусульманина.  Нам следует быть упорными в искренних молитвах Аллаху, а также встречать, приветствовать и отвечать людям наилучшим образом [вежливо, мягко, приветливо, красиво].

Умма жаждет знаний, находясь на грани вероотступничества. Мои дорогие дети, ваш долг – распространять знания, которыми Аллах Всевышний по своей милости благословил вас.  И [будьте уверены], Аллах удовлетворит ваши финансовые, духовные и физические потребности по своей безграничной милости. Аллах сделает вас причиной для великой непрерывной милостыни для ваших родителей.

[И еще пару советов].  Простите своих учеников, попросите прощения и у них. Учащимся также следует  регулярно просить прощения у своих учителей.

[Также не забывайте] о важности ночного поклонения. Один мужчина пришел учиться к Имаму Ахмаду ибн Ханбалу (да будет доволен им Аллах), через несколько дней Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах)  заметил, что мужчина не встает для ночной молитвы-тахаджуда. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах)  прокомментировал: «Этот человек ищет знания, но не просыпается ночью для молитвы?». Мы должны быть пунктуальны в тахаджуде и молиться за студентов.

[Таким образом], не бегите за этим миром. Предопределенное от вас не уйдет в любом случае. Пусть [получение и распространение знаний] станет таким же необходимым для вас, как дыхание, прием пищи, своевременный отдых и прочее.     

 

Похожие материалы