Автор статьи «Две беды российской уммы» затронул очень важную проблему:
«Более того, плохо даже не то, что люди невежественны – в конце концов, всему можно научиться. Плохо то, что люди даже не знают, чему собственно они должны учиться, какие знания обязательны для мусульманина».
И эта проблема многогранна. Особенно печально то, что, даже если человек имеет желание учиться, приходит, скажем, в мечеть и требует знаний, ему могут попросту не сказать о чем-то очень важном. На первый взгляд, никто не виноват: один человек сам не уточнил вопрос, другой не понял, что нужно уточнить ответ.
В итоге спустя несколько лет могут выясниться неожиданные вещи. И тому, кто имел возможность узнать (в мечети, в интернете, из книг), может не проститься незнание элементарных положений фикха — в том смысле, например, что неправильно совершенные намазы и посты придется переделать. Но в каждом случае лучше спрашивать отдельно у знающих людей, действительно или не действительно твое поклонение, совершенное по незнанию без соблюдения правил.
Расскажи мне об Исламе
Почему так происходит? В первую очередь, потому что мало кто получает религиозные знания систематически. Если читать книги с учителями, рано или поздно все узнаешь. Впрочем, пока дойдешь до нужного раздела, могут пройти долгие месяцы…
Значит, решение должно быть другим. А каким? Ясно, что сам спрашивающий здесь почти не может ничего сделать. Попросить прояснить то, о существовании чего ты и не догадываешься, – задача не из легких. Ну разве начинающий соблюдать религию мусульманин, не подозревая о том, что есть такое понятие, как ридда, то есть выход из Ислама, сообразит, что нужно разузнать, что из Ислама выводит? Нет, конечно! И простые мусульмане обычно ничего про это не знают…
На практике выясняется, что мусульмане спотыкаются на одних и тех же граблях: одни и те же вопросы последовательно сбивают с толку начинающих. Например, моя близкая подруга вынуждена переделывать много месяцев намазов из-за того, что в свое время не уточнила, где проходят границы лица, и во время омовения умывала чуть меньше положенного. Есть много сходных вопросов: где заканчивается ступня, которую нужно омыть, или какую часть головы необходимо протереть.
Особое место, конечно, занимают женские вопросы. Девушки стесняются, и это отчасти понятно: преподают, как правило, мужчины, в мечетях имамы — мужчины, знающих женщин очень мало, да и собраться с духом спросить даже у женщины что-то такое интимное требует немалой душевной силы. А между тем есть ряд тем, в которых просто необходимо разобраться. Одна моя подруга, искренняя и чрезвычайно милая сестра, приняв Ислам, подошла ответственно к обучению омовению и намазу. Но вот незадача — она не разузнала подробно правила хайда (менструации). В результате получилось, что она делала полное омовение, раньше, чем нужно, то есть фактически во время хайда. Выходит, полное омовение целый год было недействительно. Надо переделывать намазы. И я знаю, что не она одна попала впросак с правилами хайда.
Среди всех этих ошибок по невежеству выделяются «ошибки толпы». Это когда ошибаются почти все — и так неправильное суждение становится якобы нормой. Хороший пример — закрытие, точнее, незакрытие подбородка. Подавляющее большинство женщин не закрывают нижнюю часть подбородка, которая не входит в лицо и считается ауратом. Но отчего-то в России ее закрывать не принято, хотя это противоречит Шариату. Время от времени нас учат закрывать подбородок, но увещевания проходят стороной: шафиитки думают, что это правило ханафитского фикха; ханафитки думают, что шафиитского. Да и как поверить в это простой мусульманке, если почти все женщины в хиджабах вокруг нее не закрывают подбородок. Может ли ошибаться толпа? Как ни печально, да.
Или вот еще распространенная ошибка. Десерты с желатином — харам, пока не доказано, что желатин халяльный (не знаю, где такой бывает, ни разу не видела). Но как узнать, что он халяльный? На нем должно быть написано, что это халяль, или вам должен сказать производитель, что это халяль. Но отчего-то внимания на это не обращают, хотя желатин — это по сути мясо и к нему применяются все шариатские решения относительно мяса. Один раз мне сказали: «Смотри, желатин турецкий, написано, что говяжий». Ну и что, что говяжий, мы ведь не покупаем говядину, просто потому что она не свинина…
Хорошо, мы все говорим о том, что кто-то где-то недоуточнил, или недопонял, или неправильно сделал вывод из увиденного. Но что делать, если мусульманин пошел, уточнил, все правильно понял, только вот ответили ему неправильно? Большой вопрос. Год назад мне писала мусульманка, начавшая соблюдать, и рассказывала про свою непростую ситуацию в семье. В частности, рассказала, что муж ей изменил (астагфируЛлах) и нужно возобновлять никях. Я расстроилась из-за такого горя, а потом вдруг спохватилась: «Почему нужно возобновлять никях?» Мне был ответ: «Ну как, изменил же». Я отвечаю, что измена — это ужасно, но никяха не нарушает, мол, можете спросить у имама мечети. Выясняется, что имама уже спросили: имам велел перечитывать никях.
А вот обратный пример: становится обычной практика «обновления» никяха после третьего развода. Имамы сознательно дозволяют такие никяхи, говоря в свое оправдание: «Ну а что делать? Приходят многодетные отцы и, плача, рассказывают, как, будучи пьяными, дали жене три развода. Кто женщину содержать будет? Как оставлять детей без отца?» И в народе уже знают, в какую именно мечеть пойти, чтобы разрешили пожениться после третьего развода… АстагфируЛлах. Причем речь идет не только о трех разводах, данных единовременно, но и о трех разводах с промежутками.
Что делать, если ты пошел к знающему вроде бы человеку, а тот ответил неправильно? По Шариату ты не можешь следовать за ответами человека, который дает неправильные фетвы. Но как простому мусульманину отличить неправильную фетву от правильной? Как ему понять, что его дурачат? Наш муаллим часто говорит о том, что в наше время нельзя быть невеждой — непременно обманут. Как же он прав!
Вот только все равно не совсем ясно, как поначалу, без знаний, понять, у кого эти знания получать? Как разобраться, у кого учиться и чему учиться? Кто дает гарантию, что, если ты пойдешь в мечеть, тебе ответят без ошибок? Никто такой гарантии не дает, и поэтому мы все движемся немножко наощупь. И лишь от Аллаха — верный путь, молим Его о наставлении.