Ислам – религия прозелитизма[1], поэтому призыв всегда был и остаётся важнейшей частью нашей религии. Как сделать призыв более успешным и донести истину до большего количества людей – вот вопросы, на которые мы постараемся ответить.
Начнём с того, что мы живём в уникальный период времени, когда, с одной стороны, есть огромные возможности для призыва (да’ват), массовая доступность интернета фактически уничтожила границы коммуникации между людьми, с другой стороны, сложилась ситуация, когда любой может транслировать свои, даже самые безумные, идеи в мировую сеть, и отделить правду от лжи становится всё трудней. Этот парадокс был назван одним из западных публицистов «постправдой».
Интернет фактически устранил централизованные источники, из которых люди брали информацию, теперь каждый пользователь сети сам является производителем информации (контента), через посты, репосты или просто лайки он сам создаёт информационную картину миру, добавьте к этому ещё нейросети, которые советуют ему соответствующую информацию. Это фактически переворачивает традиционную систему исламского призыва и распространения шариатского знания, в которой этими задачами занимались специально обученные люди, а государство им в этом помогало, создавая исламские интеллектуальные центры: мактабы, медресе и т.д. Так как государство и религия были неразрывны, это отсекало «левых» людей.
В наше время, как мы писали выше, ситуация иная, исключение – государства типа Ирана и Саудии, где государство опирается на религию (шиизм в Иране, ваххабизм мадхалитского толка в Саудии), а та обеспечивает им легитимизацию в глазах народа. Поэтому мы наблюдаем ситуацию, когда отличить истину от заблуждения становится всё трудней, и одного только шариатского образования и желания его распространять недостаточно для да’вата. Если человек не медийный, он (или его) не умеет грамотно преподносить информацию в социальных сетях и интернет-медиа, то он фактически полностью отсечён от большей части нынешних мусульман. И наоборот, человек, не обладающий шариатскими знаниями, либо заблудший может в короткое место превратиться в «звезду» просто благодаря грамотному использованию современных медиа-инструментов.
Это ставит перед нами очень серьёзный вопрос: что важнее для да’вата: серьёзное академическое шариатское образование или максимальная доступность предлагаемой информации для широких масс мусульман?
Если мы выбираем первый вариант, то в таком случае надо понимать, что мы отсекаем большинство мусульман, так как они не имеют никакого шариатского образования, а зачастую и светского; сложные темы со специальной лексикой без специальной подготовки не понять. Второй вариант даёт нам доступ к широким массам, но вместе с тем злоупотребление им приводит к застою исламской мысли и снижению уровня образованности среднестатистического мусульманина. Если мы обратим внимание, то да’ии (призывающие), популярные среди широких масс мусульман и берущие в первую очередь харизмой, эмоциями, напором, зачастую не имеют серьёзного шариатского образования и часто допускают грубые ошибки в своих проповедях. Более того, именно этот манхадж лежит в основе призыва многих сект (ваххабитов, например), именно к простым мусульманам в первую очередь обращён их призыв, а критически мыслящие, образованные мусульмане, как правило, не вписываются в манхадж их секты. Если мы заглянем в историю Ислама (и не только Ислама), то увидим, что большинство сект именно так и работали – делая в призыве упор на простой люд, те же секты, чей призыв был далёк от народа, например, мутазилиты или парапатетики, сохранялись лишь при поддержке власти, и как только они её лишались, то превращались в наследие истории.
Поэтому успешный призыв должен включать в себя оба эти компонента: не уходить в крайности и быть актуальным для всех слоёв; так как очень наивно полагать, что если дискутировать, приводить доводы нашим оппонентам, то они раскаются и оставят свои заблуждения. Напротив, большинство из них лишь озлобляются и идут на всё более грязные приёмы, лишь бы только уничтожить врага. Как и наивно полагать, что по мере призыва уровень образованности всех мусульман будет повышаться, так как всегда будет прослойка людей, которые не стремятся напрягать свои мозги (умных всегда меньше, чем всех остальных).
Современная действительность такова, что в отрыве от простых мусульман твой призыв обречён на провал, а современный мусульманин проводит всё больше времени в интернете. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но игнорировать мы это не можем, и должны понимать и уметь работать со всемирной сетью.
[1] Прозелитизм (от греч. προσήλυτος — «обращённый, нашедший своё место») — стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.