Шафиитский имам, исследователь мазхаба, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в труде «Тухфат-уль-мухтадж» (3/202):
(ويحرم نقل الميت ) قبل الدفن ويأتي حكم ما بعده ( إلى بلد آخر ) وإن أوصى به لأن فيه هتكا لحرمته
«Запрещена перевозка покойного до его погребения из города (села), где он умер, в другой город (село), даже если покойный завещал, чтобы после смерти его перевезли, так как в этом проявляется плохое отношение к его чести».
Исключением из запрета на перевозку покойного из местности, где он умер, считаются следующие случаи:
1. перевозка ради того, чтобы похоронить рядом с праведниками. Это мнение предпочли, опираясь на мнение имама аль-Мухибба ат-Табари, двое мухаккиков (исследователей) мазхаба – имам ар-Рамли и имам аш-Ширбини.
Для перевозки нужно соблюдать следующие условия (в этом единогласны исследователи нашего мазхаба):
- перевозка только после: омывания покойного, заворачивания в саван и совершения джаназа-намаза;
- место, куда перевозят тело, не должно быть так далеко, что оно может измениться за время перевозки. Изменением тела считается вздутие, запах и т. д. Иначе обязательно следует похоронить тело сразу в той местности, где умер покойный, как указал мухаккык мазхаба шейх аш-Шабрамулляси в своём «Хашияте»;
2. наличие крайней нужды (в этом также единогласны исследователи мазхаба), например:
- есть вероятность того, чтобы могила будет вскрыта из-за того, что она среди немусульман,
- есть вероятность того, что и мусульмане, приверженцы нововведений, могут вскрыть могилу из-за мазхабного фанатизма и навредить покойному,
- земля настолько мягкая, что из-за дождей могилу покойного может размыть, но если всё же есть вероятность, что тело покойного может измениться, нужно уложить его в сундук и хоронить на месте.
В современных условиях перевозка внутри региона может осуществляться без этих препятствий.
Поэтому, если вы решились перевезти покойного по уважительной причине, нужно соблюсти вышеперечисленные условия. В ином случае перевозка без причин покойного из той местности, где он умер, по мнению шафиитского мазхаба, в основе своей запрещена.
Если даже покойный написал в завещании, чтобы его перевезли, оно не исполняется, по мнению имама Ибн Хаджара аль-Хайтами.
А по мнению ар-Рамли и аш-Ширбини, если умерший завещал похоронить его рядом с праведниками, то завещание следует исполнить.