Представляем вашему вниманию цикл статей связанный с похоронным обрядом в Исламе по книге «‘Умдат ас-Салик ва ‘Уддат ан-Насик» (араб. عمدة السالك وعدة الناسك, рус. Опора путешественника и орудия верующего) — которую написал имам Ахмад ибн ан-Накиб аль-Мисри (702 – 769 гг. х.). Это книга по шафиитскому фикху, написанная автором под влиянием работ «аль-Мухаззаб» имама Абу Исхака аш-Ширази и «Минхадж-ут-Талибин» шейх-уль-Ислама ан-Навави.
Раздел о похоронах и обо всём, что с этим связано
Каждому человеку желательно часто поминать смерть[1], особенно имеющему проблемы со здоровьем[2], и быть готовым к встрече с ней посредством покаяния[3]. Также желательно навещать больных, даже если болезнь незначительна, как, например, офтальмия[4], независимо от того, кто болен – друг или враг[5]. Если больной – неверующий-зиммий[6], близость с которым обусловлена родством или соседством, то его также желательно навещать, в противном случае навещение относится к категории дозволенного (мубах).
Больных желательно навещать время от времени[7], но нежелательно долго засиживаться возле них[8]. Однако родственникам и иным близким людям, чьё присутствие приносит радость и спокойствие больным, а также тем, посредством кого они могут снискать благословение (барака), желательно навещать постоянно до тех пор, пока им это не запретят[9].
Если посещающий больного полагает, что больной будет жить, то читает за него мольбу[10] и уходит, в противном случае[11] побуждает его к покаянию[12] и составлению завещания. Если проявляются признаки приближения кончины больного, то ему внушают убеждение в милости Аллаха[13] и поворачивают на правый бок лицом в сторону Киблы. Если повернуть на правый бок сложно, то поворачивают на левый, если и это сложно, то кладут на спину[14]. Затем без назойливости и настойчивости ему внушают произнести слова «Ля иляха илля Ллах»[15], не требуя от него: «Скажи…!». Если он произнесёт эти слова, то его оставляют в покое до тех пор, пока он сам не заговорит о чём-либо другом[16]. Необходимо, чтобы внушающий эти слова умирающему не был претендентом на его наследство и не вёл с ним вражду, это должен быть кто-то другой.
После смерти человека желательно, чтобы наиболее мягкий из его родственников закрыл ему глаза, сомкнул рот, подвязав чем-нибудь подбородок, смягчил суставы[17], снял одежду, надел вместо неё более лёгкую и положил на живот нечто тяжёлое[18]. Следует поспешить в возмещении его долгов[19] (либо добиться освобождения от них[20]), а также в исполнении его завещания и в подготовке к исполнению обязательств перед ним[21]. Если человек упокоится неожиданно, то необходимо выдержать некоторое время до тех пор, пока не будет уверенности в его кончине[22].
Ритуальное купание покойного, оборачивание в саван, заупокойная молитва, перенос тела и его захоронение – всё это относится к коллективной обязанности (фард кифая)[23].
Купание покойного
Если упокоится мужчина, то наиболее предпочтительным для его купания является следующий порядок:
- – отец;
- – дед[24];
- – сын;
- – внук[25];
- – брат;
- – племянник;
- – дядя;
- – сын дяди и т. д. согласно последовательности наследства (асабат);
- – мужчины из числа родственников;
- – посторонние мужчины;
- – супруга;
- – женщины-махрамы[26] [27].
Если упокоится женщина, то:
Если отсутствуют махрамы, то купание заменяют таяммумом[30], которое выполняют посторонние мужчины. Такой же принцип применяется относительно купания мужчины при отсутствии женщин-махрамов. В таком случае таяммум совершается через преграду[31].
Если упокоится неверующий, то наиболее предпочтительно, чтобы его купал его родственник-неверующий[32].
Желательно, чтобы покойного купал надёжный, честный человек[33].
В помещении, где омывают покойного, остаётся лишь тот, кто купает, и его помощник[34]. При купании покойного следует накрыть его чем-нибудь[35] и желательно окуривать помещение благовониями на протяжении всего купания[36]. Предпочтительней купать покойного в помещении с крышей и омывать холодной водой[37], не прибегая к тёплой без необходимости[38]. Запрещено (харам) смотреть на аврат покойного[39] и прикасаться к нему без преграды в виде куска ткани.
При купании покойного желательно:
- – не рассматривать [пристально] на иные части тела покойного, помимо его аврата[40];
- – не прикасаться к нему без преграды в виде куска ткани;
- – вывести из его внутренностей остатки нечистот[41];
- – помыть срамные места;
- – совершить ему малое омовение[42];
- – сделать намерение на совершение купания;
- – троекратное мытьё головы, бороды и тела водой с добавление лотоса (сидр);
- – при каждом из трёх обмываний провести рукой по животу, и если после троекратного мытья не будет достигнута чистота, то следует обмыть ещё два раза, чтобы общее количество обмываний было нечётным;
- – добавлять в воду небольшое количество кафура[43], в последнем обмывании желательность усиливается.
Обязательные действия купания покойного следующее:
- – доведение воды до всех частей тела[44].
Затем желательно обсушить тело тканью. Если после окончания купания из тела выйдет что-либо, достаточно просто омыть это место[45].
(Из книги «‘Умдат ас-Салик ва ‘Уддат ан-Насик»)
[1] Устами и сердцем, так как это удерживает от греховного и подталкивает к благочестию и богобоязненности. В хадисе сказано «Чаще вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!…» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Хиббан, Аль-Хаким)
[2] Так как болезнь – предвестник смерти.
[3] Спеша покаяться, прежде чем смерть настигнет его. К условиям покаяния относятся: раскаяние в содеянном, отказ от совершения греха, твёрдая решимость не возвращаться к греху, заглаживание вины перед тем, кто пострадал от него.
[4] В хадисе от Зайда бин Аркама (да будет доволен им Аллах) говорится: «Навестил меня посланник Аллаха, мир ему и благословение, когда у меня болели глаза». (Абу Дауд)
[5] Так как это может вселить радость в сердце врага и привести к любви и дружбе.
[6] Неверующий, находящийся под защитой мусульман.
[7] Например, каждую субботу или определённое количество дней, в зависимости от близости родства или степени любви и привязанности.
[8] Необходимо уменьшать продолжительность навещения больного.
[9] Сам больной или врач, с целью облегчить состояние больного.
[10] Установленные Пророком (мир ему и благословение) виды молитв.
[11] Например, он готов встретить смерть.
[12] Например, говоря ему: «Покаяние – ключ к исцелению».
[13] В хадисе говорится: «Сказал Аллах Всемогущий и Великий: “Я таков, какого мнения будет обо Мне”». (Аль-Бухари и Муслим)
[14] Таким образом, чтобы голова его была приподнята, лицо обращено в сторону Киблы, а ноги были впереди, но немного ниже.
[15] Чтобы эти слова стали последними словами, сказанными им в этом мире. В хадисе от Муаза (да будет доволен им Аллах) говорится: «Тот, чьими последними словами будет выражение “Ля иляха илля ЛЛах”, войдёт в Рай». (Абу Дауд) Также от Абу Саида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Внушайте своим умирающим слова “Ля иляха илля Ллах”». (Муслим)
[16]Чтобы его последними словами были «Ля иляха илля Ллах».
[17] Руки и ноги, чтобы было легче его искупать и обернуть в саван.
[18] Чтобы он не раздулся.
[19] В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «Душа человека удерживается его долгом до тех пор, пока он не освободится от него». (Ат-Тирмизи)
[20] Например, наследник добивается от кредитора покойного перевода долга на себя. Если кредитор даёт на это согласие, то покойный освобождается от долга.
[21] Спешка в купании покойного, оборачивании в саван, совершении заупокойного намаза и погребении.
[22] Появление неприятного запаха от покойного или свидетельство надёжного врача о его кончине.
[23]Обязанность, которая не возлагается на конкретную личность – если её исполнит часть общества, то обязанность спадает с остальных, если не исполнит никто, в грех впадают все.
[24] Со стороны отца, прадед со стороны отца и т. д.
[25] Далее внук, правнук и т. д.
[26] Махрамы – родственницы, брак с которыми запрещён.
[27] Дочь, сестра и т. д. Из женщин наиболее предпочтительна супруга.
[28] Из числа махрамов, таких, как дочь или мать.
[29] Например, отец, дед, сын, внук.
[30] Ритуальное очищение землёй.
[31] Следует протереть лицо и руки покойного платком или чем-то иным после хлопка им о землю, пригодную для таяммума.
[32] Сказано в Коране: «Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу». (Аль-Анфаль,73) Дозволено, чтобы купание покойного-неверующего совершил мусульманин.
[33] Чтобы ему можно было довериться в том, что он полноценно омоет покойного и очистит его. Если в процессе обмывания он увидит нечто удивительное, например, улыбку покойного, то расскажет об этом, а, если увидит какой-либо нехороший признак, то скроет это, так как хула запрещена, если в ней нет пользы, например, такой, как остережение людей от следования пути покойного и его нововведений. В хадисе, переданном от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), сказано: «Упоминайте хорошие качества покойных и остерегайтесь упоминания плохих». (Абу Дауд, Аль-Байхаки) В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то скроет недостатки мусульман, то Аллах скроет его недостатки на этом и том свете». (Муслим) От Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не ругайте покойных, поистине, они уже получают за то, что они творили». (Аль-Бухари)
[34] Однако опекун имеет право войти в помещение, если пожелает.
[35] Например, рубашкой (камис), набедренной повязкой (визра) или полотенцем.
[36] Так как благовония скрывают неприятный запах.
[37] Так как она стягивает и укрепляет кожу, в отличие от тёплой воды.
[38] Необходимостью считается удаление с тела грязи или крови, которые не удаляются с помощью холодной воды.
[39] Всем, помимо супруга.
[40] В предании от Али (да будет доволен им Аллах) говорится: «Не выставляйте напоказ свои бёдра! И ни в коем случае не направляйте взоры на бедро живого или покойного». (Абу Дауд)
[41] Приподняв предварительно туловище покойного, омывающий слегка надавливает рукой на его живот несколько раз, выводя из него остатки нечистот, чтобы они не вышли по окончании купания или оборачивания в саван.
[42] Аналогично омовению живого.
[43] Вид благовоний, который отпугивает насекомых от тел покойных.
[44] Примечание: тому, кто омывал покойного, желательно совершить полное омовение, однако это не обязательно. На это указывает хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Пусть тот, кто омывал покойного, совершит полное омовение, а тот, кто прикасался к нему – малое омовение!» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан). Повеление в хадисе относят к желательному действию, что подтверждается хадисом, переданным от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не нужно полного омовения для тех из вас, кто омывал покойного, достаточно вам помыть свои руки». (Аль-Хаким, Аль-Байхаки) Госпожу Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Обязан ли совершить полное омовение тот, кто омывал покойных?». Она ответила: «Нет». (Ибн Аби Шейба)
[45] Место, до которого дошла нечистота.