Можно ли забирать вакуфное имущество из мечети?

Вопрос: каково шариатское постановление передачи предметов интерьера, переданных в качестве вакфа, из мечети в другое место, например, молитвенных ковриков или книг?

Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!

Основа заключается в том, что любое имущество, переданное в мечеть, передано в качестве вакфа для пользы мусульман. И для вакфа в исламском праве существуют определенные постановления и условия, которые делают имущество, пожертвованное в качестве вакфа, предметом получения пользы для тех, кому оно предназначалось, не становясь чьим-либо конкретным имуществом.

Не дозволено никому распоряжаться им каким-либо путем, помимо установленных Шариатом способов; имуществу, подобно предметам интерьера, переданному в мечеть для получения пользы мусульманам, дается хукм вакфа в том плане, чтобы от нее получали пользу все мусульмане.

То, что передано в конкретную мечеть в качестве вакфа, в основе относится непосредственно к этой мечети, и не дозволено переносить его в другое место без законного шариатского основания, проявляя заботу о цели, преследуемой отдавшим это имущество в качестве вакфа.

Не дозволено распоряжаться этим имуществом ни путем продажи, ни путем покупки, ни дарением, так же, как запрещено отдавать ее на временное пользование, так как это нарушает ее изначальную цель, а именно то, что оно предназначено для общего блага мусульман.

Что касается различных принадлежностей, пришедших в негодность или взамен которых привезены другие, чтобы от них была польза молящихся, как, например, молитвенные коврики, книги и так далее, то дозволено продавать их или переносить в другое место, если установлено, что невозможно получить пользу от них в данной мечети, являясь обузой для нее, так как в их переносе в другую мечеть выполняется цель вакфа, несмотря на то, что он находится за установленными для них границами, а отказ от переноса, напротив, полностью лишит пользу, получаемого от этого имущества.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Раудат ат-талибин» (357/5): «Если подстилки для намаза в мечетях пришли в непригодность, деревянные элементы сгнили или в покрывале Каабы не осталось пользы и красоты, то относительно дозволенности их продавать есть два мнения. Наиболее достоверное из них гласит, что их можно продавать, чтобы они не пропадали зря и не занимали место без пользы».

В книге «Ианат ат-талибин» говорится: «Перенос молитвенных подстилок мечетей или ламп в другое место подобно переносу оборудования из них: если мечеть не нуждается в них, то дозволено переносить их в другую мечеть. В противном случае это недозволено».

Следует отметить, что решение этих вопросов остается за ответственными за вакфом лицами, так как именно они решают, что является наиболее целесообразным и полезным. А Всевышнему Аллаху известно лучше.

Источник: aliftaa.jo

Похожие материалы