Намаз за имамом в аль-Хараме, находясь в гостинице

Вопрос:

Разрешается ли паломнику, совершающему хадж или умру и проживающему в гостиницах вокруг двух Священных мечетей (Харамейн), следовать за имамом мечети аль-Харам из своего номера или из молельной комнаты гостиницы, особенно учитывая, что гостиницы вокруг Заповедной мечети (аль-Харам аль-Макки) подключают динамики в своих номерах к динамикам мечети для трансляции азана, икамата и молитвы?

Ответ:

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.

Ученые-правоведы установили особые условия для следования за имамом [в намазе], среди которых то, что возможность следования за имамом определяется осведомленностью молящегося о действиях имама. Эта осведомленность может подразумевать как визуальное наблюдение, так и слуховое восприятие, если они находятся в одном здании. Что касается ситуации, когда имам и тот, кто следует за ним в молитве, находятся в разных зданиях, то ученые разошлись во мнениях по этому вопросу на две позиции.

Первое мнение: недействительность следования молящегося за имамом

Это мнение большинства ученых из числа ханафитов, шафиитов и одно из мнений ханбалитского мазхаба.

Ханафитский ученый ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

فقد تحرر بما تقرر أن اختلاف المكان مانع من صحة الاقتداء ولو بلا اشتباه، وأنه عند الاشتباه لا يصح الاقتداء وإن اتحد المكان، ثم رأيت الرحمتي قرر كذلك، فاغتنم ذلك

«Установлено на основе вышеизложенного, что различие в местонахождении препятствует действительности следования за имамом, даже если нет неясности [в определении действий имама]. При наличии неясности следование недействительно, даже если местонахождение едино. Также я обнаружил, что ар-Рахмати также установил это, так что извлеки из этого пользу»[1].

Аль-Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إذا جمعهما مسجد صح الاقتداء وإن بعدت المسافة بينهما فيه، وحالت أبنية كبئر وسطح ومنارة تنفذ أبوابها…، واعلم أن التسمير للأبواب يخرجها عن الاجتماع، فإن لم تتنافذ أبوابها إليه أو لم يكن التنافذ على العادة، فلا يعد الجامع بها مسجداً واحداً، وإن خالف في ذلك البلقيني فيضر الشباك، فلو وقف من ورائه بجدار المسجد ضرّ

«Если имам и молящийся находятся в одной мечети, то следование действительно, даже если между ними большое расстояние и даже если между ними есть строения, такие как колодец, крыша и минарет, двери которых проходимы <…>. Следует знать, что закрепление дверей [гвоздями] нарушает единство пространства. Если через двери нельзя пройти или проход не соответствует обыкновенному порядку, то мечеть с такими помещениями не считается единой. И, хотя аль-Булькини придерживался противоположного мнения в этом вопросе, наличие решетки [между имамом и молящимся] делает молитву недействительной, и, если кто-то присоединится к молитве у стены мечети, она не будет действительна»[2].

Среди ханбалитов существует два мнения, переданных от имама Ахмада. Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал:

فإن كان بين الإمام والمأموم حائل يمنع رؤية الإمام، أو من وراءه، فقال ابن حامد: فيه روايتان: إحداهما: لا يصح الائتمام به. اختاره القاضي؛ لأن عائشة قالت لنساء كن يصلين في حجرتها: “لا تصلين بصلاة الإمام، فإن كن دونه في حجاب”، ولأنه لا يمكنه الاقتداء في الغالب

«Если между имамом и молящимся за ним есть преграда, которая мешает [молящемуся] видеть имама или тех, кто находится за ним, то ибн Хамид говорит, что существуют две позиции [на этот счет]. Первая из них: молитва за таким имамом недействительна. Это мнение выбрал Кади (Абу Я’ля), поскольку Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала женщинам, которые молились в ее комнате: “Не совершайте молитву за имамом, ибо вы отделены от него преградой”. [Дело также в том], что в большинстве [подобных] случаев невозможно должным образом следовать за имамом”»[3].

Второе мнение: допустимость такой молитвы за имамом

Это мазхаб маликитов и одно из мнений ханбалитов.

Халиль ибн Исхак аль-Джунди (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ومسمع واقتداء به أو برؤية وإن بدار

«Следование за имамом допустимо — если [молящийся] либо слышит, либо видит его, даже если он находится в [другом] здании»[4].

В «Аль-Мудаввана» (1/175–176) сообщается:

قال مالك: ولو أن دوراً محجوراً عليها، صلى قوم فيها بصلاة الإمام في غير جمعة، فصلاتهم تامة، إذا كانت لتلك الدور كوى ومقاصير يرون منها ما يصنع الناس أو الإمام، فيركعون بركوعه، ويسجدون بسجوده،فذلك جائز، وكذلك إذا لم يكن لها كوى ولا مقاصير يرون ما يصنع الناس والإمام، إلاأنهم يسمعون الإمام، فيركعون بركوعه، ويسجدون بسجوده

«Малик сказал: “Если люди молятся в домах, отделенных [от мечети], следуя за имамом в [какой-либо] молитве, кроме пятничной, то их молитва действительна в двух случаях: (1) когда в этих домах есть окна или проемы, через которые они видят, что делают люди или имам, и совершают поясные и земные поклоны вслед за ним; (2) даже когда нет окон или проемов, через которые они могли бы видеть действия людей и имама, но они слышат имама и совершают поясные и земные поклоны вслед за его действиями, — это также допустимо”».

Ибн Кудама сказал:

والثانية: يصح… ولأنه أمكنه الاقتداء بالإمام، فصح اقتداؤه به من غير مشاهدة كالأعمى، ولأن المشاهدة تراد للعلم بحال الإمام، والعلم يحصل بسماع التكبير، فجرى مجرى الرؤية، ولا فرق بين أن يكون المأموم في المسجد، أو في غيره. واختار القاضي أنه يصح إذا كانا في المسجد، ولا يصح في غيره

«Вторая позиция: действительна [такая молитва] <…>. Раз молящийся может следовать за имамом, то его следование действительно и без визуального наблюдения, как у слепого. Ведь визуальное наблюдение необходимо для знания о состоянии имама, а знание достигается тем, что [человек] слышит такбир, что приравнивается к визуальному наблюдению. И нет разницы, находится молящийся в мечети или вне ее. Однако Кади (Абу Я’ля) выбрал мнение, что [молитва] действительна, только если они оба находятся в мечети, и недействительна в ином случае»[5].

Соответственно, мы выносим фетву о недопустимости для молящегося следования за имамом, если они не находятся в одном здании, даже если молящийся знает о перемещениях имама. Однако если это произошло, то молитва считается действительной согласно мнению тех, кто это дозволяет. А Аллах знает лучше.

Источник: aliftaa.jo

 

[1] «Радд аль-Мухтар» (1/588).

[2] «Мугни аль-Мухтадж» (1/495).

[3] «Аль-Мугни» (3/45).

[4] «Мухтасар Халиль» (1/41).

[5] «Аль-Мугни» (3/45).

Похожие материалы