Что означают эти термины и почему они связаны между собой, по моему мнению? Об этом я хотел поговорить в своей статье.
Очень часто – как в обсуждениях с братьями по вере, так и в своих статьях – я поднимаю тему глобализации как неизбежной тенденции современности, причём идущей с политического Запада и затрагивающей мусульман.
При самом общем рассмотрении глобализация предстаёт как количественный процесс роста масштабов и расширения мирохозяйственных, культурных, политических рамок. Можно выделить основные признаки глобализации:
1) объективное усиление проницаемости межгосударственных «перегородок», выражающееся в феноменах «преодоления границ» и «экономического гражданства»;
2) резкое возрастание объёмов и интенсивности трансгосударственного, транснационального движения капиталов, информации и услуг;
3) массированное распространение западных стандартов потребления, быта, само- и мировосприятия на все другие части планеты;
4) усиление роли вне-, над-, транс- и негосударственных регуляторов мировой экономики и политики;
5) формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, резко увеличивающего возможности для социализации личности, то есть для непосредственного приобщения индивида, «не выходя из дома», к общемировым информационным процессам, независимо от его местонахождения.
Вышеперечисленные признаки неразрывно связаны с научно-техническим прогрессом, то есть глобализация и технологическая революция – взаимообусловленные и взаимоусиливающие друг друга феномены. Нынешнее ускорение темпов глобализации во многом стало возможным благодаря технологическим новациям, которые быстро размывают транспортные и коммуникационные помехи на пути развития и укрепления транснациональных связей. В свою очередь глобализация, сопровождаемая обострением конкуренции, является катализатором стремительного распространения высоких технологий.
Однако мир наш развит неравномерно, есть более богатые, успешные страны и регионы, а есть менее успешные, бедные. Соответственно, вектор развития глобализации исходит в первую очередь от богатого и успешного Запада и направлен на расширение его влияния. Поэтому я называю этот дискурс неоколониализмом, в основе которого лежит неолиберальная идеология. Таким образом, мы можем выстроить следующую триаду: неолиберализм – глобализация – неоколониализм.
Неоколониализм – это борьба за экономический и идеологический передел мира, территориальный раздел которого был завершён после распада колониальной системы, за создание новых политических, экономических и военно-стратегических сфер и зон влияния.
В условиях современного мира прямое военное вмешательство, как в период классического колониализма, становится все менее необходимым. Главными инструментами влияния становятся экономическое и культурное доминирование.
Ещё одним отличием неоколониализма от классического колониализма является то, что центры массового промышленного производства смещаются из развитых стран в развивающиеся, которые становятся не только сырьевыми, но и индустриальными «придатками» стран Запада. Таким образом, в постиндустриальное время на смену известной модели «развитые (богатые) индустриальные страны – промышленно менее развитые – более бедные развивающиеся страны» приходит новая модель «развитые (богатые) постиндустриальные страны – менее развитые индустриальные (среднего достатка) – аграрные (бедные) страны».
Культурное доминирование осуществляется за счёт формирования массовой культуры и трендов, которые реализуются за счёт медиа, СМИ и интернет-пространства.
Соответственно, борьба с неоколониализмом должна осуществляться в первую очередь именно в этих двух сферах – экономика и идеология, пример успешной борьбы – Китай, который за относительно короткий срок превратился из неоколонии в неометрополию, создав мощнейшую экономику и собственное интернет-пространство, что позволило им ограничить идеологическое влияние извне.
Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха Тааля.