Обряд жертвоприношения (курбан)

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Жертвоприношение (араб. الأضحية, «аль-удхийа») в праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – важная составляющая религиозных обрядов мусульман, одно из знамён Ислама, о котором знает практически каждый – и мусульманин, и немусульманин.

Каждый год в преддверии этого праздника мусульмане задаются многочисленными вопросами, связанными с жертвоприношением. Мы, по воле Аллаха, постараемся дать ответы (по шафиитскому мазхабу) на самые распространённые из них:

1. Каково шариатское постановление относительно жертвоприношения в праздник Ид аль-Адха?

Жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха считается настоятельной сунной (сунна муаккада), которую следует выполнять по мере возможности.

Желательность этого действия распространяется на каждого свободного совершеннолетнего умственно полноценного мусульманина, имеющего возможность совершить его.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави; «Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

2. Разрешено ли заколоть жертвенное животное за другого человека?

Человек имеет право уполномочить другого человека заколоть за него жертвенное животное в праздник Ид аль-Адха, однако, если сделать это без уполномочивания, то такое жертвоприношение не будет засчитано за него.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави)

3. Разрешено ли заколоть жертвенное животное за покойного?

За покойного не разрешено закалывать животное в праздник Ид аль-Адха, если это не было указано в его завещании.

(«Минхаджу т-Талибин», имам ан-Навави)

4. Разрешено ли заколоть жертвенное животное за ребёнка?

«Опекуну (отцу, а если его нет, то деду) разрешено совершить жертвоприношение за ребёнка без его разрешения, если он (опекун) делает это на свои средства.

(«Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

5. Достаточно ли принести в жертву одно животное за всех членов семьи?

Если один член семьи совершит жертвоприношение, то этого достаточно для всех, хотя каждому члену семьи желательно совершить его по отдельности. В данном случае вознаграждение за жертвоприношение получает лишь тот член семьи, который совершил жертвоприношение, однако с остальных членов семьи спадает призыв принести жертву индивидуально. Игнорирование этого обряда всеми членами семьи нежелательно (карахат).

(«Аль-Манхаджуль Кавым», Ибн Хаджар аль-Хайтами; «Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

6. Когда наступает время жертвоприношения?

Время жертвоприношения наступает по истечении периода времени, в котором возможно совершить праздничный намаз и две хутбы, после восхода солнца в праздничный день, а заканчивается время жертвоприношения 13 числа месяца Зуль Хиджа по окончании третьего дня ташрика – через три дня после праздничного дня. Окончанием дня считается наступление времени вечернего (магриб) намаза.

(«Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри; «Фатхуль Иляхи аль-Малик аля Умдати Салик», Касим Мухаммад Ага ан-Нури)

7. Можно ли стричь ногти тому, кто желает принести жертвоприношение?

Тому, кто собирается принести жертву в праздник Ид аль-Адха, желательно не стричь ногти и не брить волосы в течение 10 дней месяца Зуль Хиджа непосредственно до заклания. Если состричь ногти или сбрить волосы, то это будет расцениваться как совершение нежелательного действия (карахат). Нежелательность относится к категории «карахат танзих».

Если жертва приносится одним членом семьи, то эта нежелательность относится только к нему, несмотря на то, что остальные члены семьи участвуют в этом жертвоприношении вместе с ним.

Если опекун ребёнка совершает за него жертвоприношение на свои средства, то нет нежелательности в том, чтобы остричь ребёнку волосы и ногти, в противоположность тому, кто уполномочил другого принести жертву за него – на него распространяется эта нежелательность.

(«Анваруль Масалик», Мухаммад аз-Захри аль-Гамрави; «Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

8. Существуют ли обстоятельства, при которых жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха становится обязательным?

Если человек возьмёт на себя обет (назр) принести в жертву животное, к примеру, сказав: «Я беру на себя ради Аллаха обязательство жертвоприношения», или выделит определённое животное, сказав: «Я делаю это животное жертвенным», то жертвоприношение для него будет обязательным, и он обязан раздать всё мясо, не оставив себе ни кусочка.

(«Аль-Манхаджуль Кавым», Ибн Хаджар аль-Хайтами)

9. Какие виды животных пригодны для жертвоприношения в праздник Ид аль-Адха, и какого возраста они должны быть?

В качестве животных, приносимых в жертву в праздник Ид аль-Адха, могут выступать:

— верблюды, достигшие возраста пяти лет;

— коровы и быки, достигшие двухлетнего возраста;

— козы и козлы, достигшие двухлетнего возраста;

— овцы и бараны возрастом в один полный год.

(«Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри)

10. Можно ли приносить в жертву одно животное за несколько человек?

Верблюда или корову (быка) можно приносить в жертву в праздник Ид аль-Адха за семерых человек, в отличие от коз и баранов, которые пригодны в качестве жертвоприношения лишь за одного человека или за одну семью. Предпочтительней приносить в жертву одно отдельное животное, чем быть одним из семерых, которые приносят в жертву одного верблюда или корову.

(«Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри; «Фатхуль Иляхи аль-Малик аля Умдати Салик», Касим Мухаммад Ага ан-Нури)

11. Какие животные непригодны для жертвоприношения в праздник Ид аль-Адха?

В качестве жертвенного животного в праздник Ид аль-Адха нельзя использовать животных со следующими изъянами:

— хромых;

— слепых или одноглазых;

— больных;

— истощённых*;

*если вышеприведенные изъяны будут незначительными, то такое животное пригодно для заклания.

— безумных (помешанных) – ходящих кругами по пастбищу, не щипая траву, вследствие чего они становятся тощими;

— чесоточных, даже незначительно;

— у которых отрезана даже небольшая часть уха;

— у которых отрезана значительная часть больших органов тела, например, ляжка и т. д;

— полностью беззубых или животных, у которых выпала большая часть зубов, вследствие чего оно не в состоянии нормально пережёвывать корм.

Если ухо животного изрезано, но его часть не оторвана, или если отсутствует или сломан рог, то такое животное пригодно для заклания. Также пригодно для заклания животное с клеймом или кастрированное.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави; «Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри; «Аль-Манхаджуль Кавым», Ибн Хаджар аль-Хайтами)

12. Как распоряжаться мясом жертвенного животного?

Следует раздать нуждающимся (факирам и мискинам) в качестве милостыни часть сырого мяса жертвенного животного. Для исполнения этой обязанности достаточно отдать минимальную (но не слишком маленькую) часть мяса одному нуждающемуся. Недостаточно раздать варёное, сушёное либо приготовленное мясо или позвать людей на трапезу. Порядок предпочтительности распоряжением мясом жертвенного животного таков:

1. съесть несколько кусков мяса и раздать остальное, так как употребление мяса жертвенного животного для того, кто совершает жертвоприношение – сунна;

2. съесть треть мяса и раздать остальное;

3. съесть треть мяса, треть раздать в качестве милостыни и треть подарить состоятельным людям.

Не дозволена передача во владение какой-либо части жертвенного животного состоятельным людям, однако дозволено угощать их и передавать им его в виде подарка.

Если жертвоприношение стало обязательным для человека, то он обязан всё мясо, шкуру и прочие части жертвенного животного раздать в качестве милостыни.

(«Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

13. Можно ли совместить жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха с жертвоприношением по поводу рождения ребёнка (акыка), заклав одно животное?

Относительно этого вопроса существуют два противоположных мнения:

1. это запрещено – мнение имама Ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах);

2. это разрешено – мнение имама ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах).

Мнения этих двух учёных равнозначны в шафиитском мазхабе; в каких-то местностях, в частности, в Дагестане, больше склоняются к мнению Ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах), а в других – к мнению имама ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах).

(«Фатава аль-Кубра», Ибн Хаджара аль-Хайтами; «Нихаяту Мухтадж», имам ар-Рамли)

14. Что читают во время заклания животного?

Во время заклания животного желательно произнести:

بسم الله

«БисмиЛлях» (Именем Аллаха).

Намеренное упущение этой сунны – карахат (нежелательно).

Во время заклания также желательно произнести следующую молитву:

اللَّهُمَّ مِنْكَ وَإِلَيْكَ، تَقَبَّلْ مِنِّي

«Аллахумма минка ва иляйка такъаббаль минни» (О Аллах, [это животное] от Тебя и [приносится в жертву] Тебе, прими же от меня).

Также следует произнести до и после произнесения басмалы три такбира следующим образом:

اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ، وَلِلَّهِ الْحَمْدُ

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиЛляхиль хамд» (Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху).

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави)

15. Можно ли отдать шкуру жертвенного животного в качестве платы мяснику, который закалывал его, или продать её?

Не дозволено продавать шкуру жертвенного животного, а также отдавать её мяснику в качестве платы за его работу. Шкуру можно отдать в качестве милостыни или использовать её с пользой, к примеру, сделать из неё верхнюю одежду, хуффы, обувь и т. д.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави)

16. Можно ли выбрасывать отходы от жертвенного животного или скармливать их собакам?

Да, дозволено как выбрасывать их, так и отдавать собакам.

17. Есть ли предпочтения относительно цвета жертвенного животного?

Предпочтение к цвету жертвенного животного отдаётся в следующем порядке:

1. белый;

2. оранжевый;

3. чёрный с белым или чёрный с красным;

4. чёрный.

(«Умдату С-салик», Ибн Накиб аль-Мисри)

18. Дозволено ли тому, на ком есть долг, совершать жертвоприношение?

Жертвоприношение предписано имеющему на то возможность, а человек, обременённый долгами, который не в состоянии их погасить, не относится к категории людей, имеющих такую возможность. Однако, если он имеет средства сверх того, что необходимо для погашения долга, то он относится к категории людей, имеющих возможность совершить жертвоприношение.

Вместе с тем, в каком бы положении ни находился человек, совершивший обряд жертвоприношения на дозволенные ему средства, соблюдая все условия жертвоприношения, оно будет засчитано, если на то будет воля Всевышнего Аллаха, даже если он для этого взял деньги в долг и обременил себя обязанностью, которую не должен был выполнять.

(Шейх Нух Али Салман; фетва №13)

Похожие материалы