Вопрос № 4: Есть ли в словах Али, да будет им доволен Аллах, то, что указывало бы на смуту рафидитов?
Ответ: Да, из того, что указывает на это, есть его слова: «Двое считаются погибшими по отношению ко мне: чрезмерно любящий и слишком ненавидящий»[1]. Также он сказал: «Непременно меня полюбит группа так, что из-за этого они войдут в Ад, и непременно меня возненавидит группа так, что из-за этого они войдут в Ад»[2].
От Алькамат Ибн Кайс Ан-Нахаи, да будет им доволен Аллах, который является одним из имамов табиинов[3], сказал: «Эти шиииты проявили крайность по отношению Али, да будет им доволен Аллах, как проявили крайность христиане по отношению Исы, сына Марьям»[4].
Я скажу: «Проявляющие чрезмерность в любви к нашему Господину Али, да будет им доволен Аллах, и проявляющие крайность в этом, это – шииты и их прихвостни. Среди них есть те, кто дошли до чрезмерной крайности, так что стали утверждать, что Али – это Господь! А что касается слишком ненавидящих его – это насибиты[5] и хариджиты[6], которые ругали и проклинали его. Обе эти группы в заблуждении».
Вопрос № 5: Сколько течений среди рафидитов?
Ответ: Они делятся на много течений[7]. Среди них есть шииты-имамиты[8], кайсаниты[9], гурабиты, утверждающие, что Джабраиль был отправлен к Али, да будет им доволен Аллах. Об этом упомянул Кади Ийад в «Аш-Шифа» и комментариях.
Вопрос № 6: Почему рафидитов также называют имамитами?
Ответ: Последователи (приверженцы) этого пути убеждены, что Всевышний Аллах после того как завершил посланичество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, определил в Своей Книге и на языке Своих Пророков двенадцать имамов [все они из потомства Али Ибн Абу Талиба] для того, чтобы наставляли людей и управляли ими. Они единственные, кому обязательно надо предоставить руководство людьми до судного дня. Эти имамы, как и Пророки, сохранены от ошибок, и подчиняться им является обязательным, а их степень равна степени Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они лучше остальных, чем Пророки и Посланники, и тот, кто сомневается в этом, тот, по их мнению, является неверный, насибит, пребывающий в Аду.
Их убеждения заключаются в том, что правление ограничено лишь на этих имамах. И любой другой, кто будет править, кроме них, тот – неверный. Согласно их мнению, государство праведных халифов и те, кто были после них, являются – неверными, тиранами, узурпировавшими права остальных.
Также их убеждения заключаются в том, что последний Имам никогда не умрет, более того, что он будет жить до Судного дня, им является Мухаммад Аль-Аскари или Махди Аль-Мунтазар, и это другой Махди, не тот, в кого верят Ахлу-Сунна.
[1] См. «Муснад», 1/160, Ахмад; «Фадаилю Ас-Сахаба», 2/565.
[2] См. «Ас-Сунна», 2/195, авт. Ибн Абу Асым.
[3] Табиин (последователь) — поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, непосредственно не встречавшиеся с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Сказал Вабиль Абдуллах Аш-Шазили: «Что касается рафидитов, то они дискредитируют всех сподвижников, за исключением нескольких из них, число которых едва доходит до десятерых». Здесь берет свое начало линия отклонения от Ислама в понимании используемых источников, объяснение которого придет ниже.
[4] См. «Ас-Сунна», 2/548. авт. Абдуллах Ибн Ахмад.
[5] Насибиты – секта, ненавидящих Али, да будет им доволен Аллах.
[6] Хариджиты (от араб. аль-хаваридж — выступившие [в том числе против власти], покинувшие) – первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами. Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии халифа Али ибн Аби Талиба, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией ибн Абу Суфьяном. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налёты на верные халифу города. Хариджиты действовали в Ираке, Иране, Аравии, Йемене и Северной Африке. Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей. Известный ученый-табиин Вахб ибн Мунаббих (34-114 х) сказал о хариджитах: «Я застал первые годы Ислама. Клянусь Аллахом, какая бы группа ни была у хариджитов, Аллах обязательно ее разделял, приводя в наихудшее состояние. Кто бы из них не высказывал открыто свои идеи, Аллах обязательно наносил удар по его шее. Умма никогда не объединялась вокруг кого-либо из хариджитов. Если бы Аллах позволил хариджитам претворить свои идеи в жизнь, то Земля пришла бы в расстройство, на дорогах был бы разбой, прекратился бы хадж к Священному Дому Аллаха и Ислам пришел бы в положение, которое было в эпоху невежества: люди бы искали прибежище на вершинах гор, как они это делали в ту эпоху. Тогда встали бы более десяти-двадцати человек и каждый из них считал бы себя халифом, и с каждым из них было бы более десяти тысяч бойцов, которые бы воевали друг с другом и свидетельствовали бы о неверии друг друга, так что верующий человек боялся бы за свою душу, религию, кровь, семью и имущество и не знал бы, куда идти и вместе с кем быть». (Ибн Асакир, «Тарих Димашк», 63/383).
[7] Сказал Имам «Ахлю-Сунна валь Джамаа» Абуль Хасан Аль-Ашари: «Они (рафидиты), не считая «Аль-Камилиййа», разделены на двадцать четыре группы», далее он перечислил их названия: Аль-Катгийа, Аль-Кайсания, Аль-Карбия, Ар-Равандия, Аль-Харбия, Аль-Баяния, Аль-Мугириййа, Аль-Хусайния, Аль-Мухаммадиййа, Ан-Навасиййа, Аль-Карамита, Аль-Мубаракиййа, Ас-Самитиййа, Аль-Аммариййа, Аз-Зарариййа, Аль-Вакифату (Аль-Мамтуриййа), Аль-Мусаиййа. См. «Макъаляту Аль-Ислямиййин», 1/34, авт. Абуль Хасан Аль-Ашари.
[8] Сказал Аль-Багдадий: «Что касается Имамитов, то большинство из них утверждают, что после перехода Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в иной мир, сподвижники стали вероотступниками, кроме Али, двух его сыновей, да будет ими доволен Аллах, и немногих сподвижников численностью до тринадцати человек». См. «Аль-Фарку байна Аль-Фирак», стр. 321, авт. Имам Абдул-Кахир Аль-Багдадий.
[9] Сказал Имам «Ахлю-Сунна валь Джамаа» Абуль Хасан Аль-Ашари: «Вторая секта, являющаяся веткой рафидитов, – это Кайсаниты, имеющая одиннадцать течений. Свое название оно получило от имени того, кто вышел мстить за смерть Хусейна Ибн Али и призывал присягнуть Мухаммаду Ибн Аль-Ханафи, его звали Кайсан, и, как говорят, он был вольноотпущенником Али Ибн Абу Талиба, да будет им доволен Аллах». См. «Макаляту Аль-Ислямиййин» ,1/35, авт. Абуль Хасан Аль-Ашари.