Мы предлагаем посетителям Даруль-Фикр.ру прочитать краткое изложение ашаритской акыды, выполненное в форме “вопрос-ответ”, ведь понимать основные положения истинного суннитского вероубеждения – жизненно важно.
Это изложение знаменитого во всем исламском мире матна (текста) по акыде «Аль-Харида аль-Бахийя» шейха Ахмада ад-Дардира аль-Малики, который был устазом тариката Хальватия.
Введение
1. Вопрос: Кого называют “Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а”?
Ответ: Так называют последователей имамов истинного Пути – Абуль-Хасана Аш’ари и Абу Мансура аль-Матуриди, разы Аллаху анхум.
2. Вопрос: Кто автор книги «Аль-Харида аль-Бахийя»?
Ответ: Автор книги «Аль-Харида аль-Бахийя» — имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Хамид аль-Адави аль-Малики аль-Азхари, известный, как ад-Дардир, да будет доволен им Всевышний Аллах. Шейх Ахмад ад-Дардир родился в 1127-м году по хиджре. Это один из крупнейших маликитских ученых, автор знаменитых комментариев к «Мухтасар Халиль» и «Акрабуль масалик ли мазхаб Малик».
3. Вопрос: Каково основное назначение науки акыда?
Ответ: Её основное назначение – исследовать положения исламского вероубеждения, которые можно вывести из достоверных источников Шариата.
4. Вопрос: Какова основная польза от изучения этой науки?
Ответ: Главная польза от изучения акыды заключается в том, что мусульманин с правильным вероубеждением спасётся от наказаний Ада. Также знание акыды укрепляет веру в положения Ислама и защищает её от сомнений, которые сеют заблудшие.
5. Вопрос: Является ли познание Всевышнего Аллаха обязательным?
Ответ: Да, познание Всевышнего Аллаха обязательно для каждого мукалляфа.
6. Вопрос: Что нужно понимать под истинным познанием Всевышнего Аллаха?
Ответ: Истинное познание, или знание (аль-ма’рифа), – это твёрдая убеждённость, подтверждённая доказательством из Откровения. Следовательно,неверующий (кяфир), сомневающийся и мукаллид не обладают истинным ма’рифатом.
7. Вопрос: Кто такой мукаллид?
Ответ: Мукаллид – это тот, кто полностью убежден в истинности положений веры, которые утверждены Откровением, однако эта убеждённость не основана на доказательстве. Иными словами, мукаллид слепо следует за кем-то в своем знании о Всевышнем Аллахе.
8. Вопрос: Каково шариатское решение относительно мукаллида в акыде?
Ответ: Это, несомненно, верующий мусульманин. Однако он является грешником, если обладает способностью подтвердить свое знание о существовании Вснвышнего Аллаха логическим умозаключением.
9. Вопрос: То есть человек, не обладающий такой способностью, в грех не впадает?
Ответ: Нет. В этом случае мукаллид не является грешником.
10. Вопрос: К умозаключению какого рода должен прийти человек, чтобы не впасть в грех?
Ответ: Достаточно самого простого логического умозаключения. Например, размышление над абсолютным порядком созданного мира в итоге приводит к мысли, что существует Тот, Кто сотворил этот мир.
11. Вопрос: Обязанность познания Всевышнего Аллаха ложится на мукалляфа по требованию Шариата или разума?
Ответ: Обязанность познания Всевышнего Аллаха ложится на мукалляфа только по требованию Шариата.
12. Вопрос: Значит ли это, что человек не будет введен в Ад, если до него не дошла проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он, не поверив в существование Всевышнего Аллаха, умер в куфре?
Ответ: Да, такой человек будет спасен в Будущей Жизни, даже если поклонялся идолам и отрицал существование Всевышнего Аллаха. В этом ашариты расходятся с матуридитами, согласно которым умерший в куфре будет ввергнут в Огонь, даже если его не достиг пророческий призыв. По их мнению, познание Всевышнего Аллаха – это требование разума, и разум (а не только Шариат) обязывает мукалляфа через логические умозаключения прийти к пониманию того, что Всевышний Аллах существует.
13. Вопрос: Кого следует относить к мукалляфам?
Ответ: К мукалляфам относятся люди и джинны.
14. Вопрос: Дайте шариатское определение термину «таклиф».
Ответ: Таклиф, согласно самому верному мнению, – это возложение на человека шариатских обязательств, которые тяжки (аль-кульфа) для нафса. К таклифу не относятся действия, которые квалифицируются Шариатом как дозволенные (аль-мубах), нежелательные (макрух) и поощряемые (мандуб). К таклифу относятся только запретные (харам) и обязательные (фард) действия, ведь только эти два последних вида связаны с обязательным исполнением (фард) и отказом (харам).
15. Вопрос: Каковы главные условия таклифа? В каком случае человек становится мукалляфом?
Ответ: Условия таклифа:
1. Совершеннолетие;
2. Способность к разумному различению;
3. Факт, что до человека дошёл исламский призыв. Главное его положение заключается в формуле “Ля иляха илля Ллах, Мухаммадун расулюЛлах”;
4. Здоровое зрение или слух (как минимум).
16. Вопрос: Будет ли наказан вечными муками Ада умерший до совершеннолетия ребёнок?
Ответ: Нет, он будет спасён.
17. Вопрос: Совершеннолетие (аль-булюг) – это условие таклифа только для человека или также для джиннов?
Ответ: Джинны являются мукалляфами с самого рождения, поэтому достижение совершеннолетия не является для них условием таклифа.
18. Вопрос: Что конкретно подразумевается под обязательным познанием Всевышнего Аллаха? Означает ли это знание Его Сущности?
Ответ: Под этим подразумевается знание того, что обязательно (аль-ваджиб), возможно (аль-мумкин) и невозможно (аль-мустахиль) в отношении Всевышнего Аллаха. Речь не идёт о знании Его Сущности.
19. Вопрос: Приведите доказательства (далиль) того, что познание Всевышнего Аллаха обязательно.
Ответ: Доказательство из Корана – слова Всевышнего Аллаха:
«Знай, что нет никакого истинного Бога, кроме Аллаха» (Сура «Мухаммад», аят 19).
Доказательство из Сунны – слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Аллах приказал мне воевать, пока они не засвидетельствуют, что нет иного божества, кроме Аллаха».