Основы ашаритской акыды. Часть 5

Разъяснение значения сифатов сальбийя

Вопрос: Что понимать под сифатами сальбийя?

Ответ: Слово «сальбийя» происходит от термина «ас-сальб», что значит отрицание. Эти сифаты названы «сальбийя» потому, что в них заложен смысл отрицания каких-либо недостатков и несовершенства в отношении Всевышнего Аллаха. Термин «ас-сифату ссальбийя» можно перевести как «атрибуты, отрицающие недостатки».

Вопрос: Перечислите эти сифаты.

Ответ:

1. Безначальность (аль-Кидам);

2. Бесконечность (аль-Бака);

3. Абсолютное неподобие сотворённому (аль-Мухаляфату лиль-хавадис);

4. Самодостаточность, или отсутствие нужды в другом (аль-Кияму би-н-нафс);

5. Единственность (аль-Вахданийя).

 

Разъяснение значения атрибута Безначальности (аль-Кидам)
 

Вопрос: Что означает Безначальность (аль-Кидам) Всевышнего Аллаха?

Ответ: Аль-Кидам означает, что Бытию Всевышнего Аллаха не предшествовало небытие. Надо сказать, что Безначальность Всевышнего Аллаха не обусловлена никакой другой вещью. Другими словами, нет ничего, что бы являлось причиной для Бесконечности Всевышнего Аллаха.

Вопрос: Существует ли мнение, согласно которому безначальность той или иной вещи обусловлена существованием другой вещи ?

Ответ: Да, таково мнение философов, которые заявляют, что объективный мир, наряду со Всевышним Аллахом, безначален или вечен. При этом безначальность и вечность его обусловлены извечным Бытием Всевышнего Аллаха. Они, философы, употребляют в отношении мира слово «аль-худус» (созданность), подразумевая под этим лишь то, что мир нуждается в первопричине. Нет сомнения в том, что данная акыда философов — это акыда явного куфра и заблуждения, поскольку несомненные доводы Откровения и разума указывают на то, что всё, кроме Всевышнего Аллаха, сотворено.

Вопрос: Приведите рациональное доказательство Безначальности Всевышнего Аллаха.

Ответ: Доказательство Безначальности Всевышнего Аллаха состоит в том, что, если бы Он не был Безначален, Он нуждался бы в том, кто положил бы начало Его Существованию. Равным образом этот другой, не будучи Безначальным, нуждался бы в том, кто сотворил его и т. д. Это ведет либо к бесконечности цепочки нуждающихся друг в друге вещей (ат-тасальсуль), либо к замкнутости этой цепочки (ад-даур), когда каждая из двух вещей одновременно является творящей и сотворенной, предшествующей и последующей.

Вопрос: В чём состоит ошибочность и невозможность «тасальсуля» (бесконечности цепи сотворения)?

Ответ: Ложность «тасальсуля» состоит в том, что каждое звено такой цепи непременно характеризуется качествами неспособности и нужды в чём-либо другом. Это явно противоречит качеству Божественности и ведет к отрицанию существования созданного мира, потому что нуждающийся в другом сам не способен к сотворению. Однако нет никакого сомнения в том, что объективный мир существует, следовательно, одновременное утверждение небытия мира и его несуществования невозможно. Отсюда следует, что сотворенность Всевышнего Аллаха невозможна, поскольку она ведет к невозможному, то есть к «тасальсулю».

Вопрос: В чём состоит ложность «ад-даура» (дурной цикличности)?

Ответ: Ложность «ад-даура» состоит в том, что каждая из двух вещей в такой цепи одновременно является творящей и сотворенной, предшествующей и последующей, а это невозможно. Следовательно, предполагаемая сотворенность Всевышнего Аллаха, приводящая к «дурной цикличности», также невозможна. А это, в свою очередь, ведет к утверждению Его Безначальности.

Вопрос: В Священном Коране и в Сунне говорится, что одно из имён Всевышнего Аллаха — «аль-Авваль» (Первый). Является ли «аль-Авваль» синонимом имени «аль-Кадим» (Безначальный)?

Ответ: Да, эти имена являются синонимами, поскольку отрицают в отношении Бытия Всевышнего Аллаха начало или отрицают наличие вещи, которая была бы до Него.

Вопрос: Известно, что группа «аль-хашавийя» (аль-ваххабийя) отрицает, что «аль-Кадим» относится к именам Всевышнего Аллаха. Как можно возразить им?

Ответ: Как мы уже сказали, «аль-Кадим» (Безначальный) является синонимом имени «аль-Авваль» (Первый). Кроме того, на законность употребления в отношении Всевышнего Аллаха имени «аль-Кадим» указывает единогласное мнение мусульманских ученых (аль-иджма). Эту иджму исламских ученых передаёт, в частности, имам Муртада аз-Забиди Ханафи, да будет доволен им Всевышний Аллах, в своём комментарии к книге «Ихья улюм ад-дин». А в комментарии Муллы Али Кари к книге «Фикхуль-Акбар» по этому вопросу говорится следующее:

«И если спросят: «Почему правильно описывать (Всевышнего Аллаха) сифатами „аль-Вуджуд“ (Бытие), „аль-Ваджиб“ (Необходимо Существующий), „аль-Кадим“ (Предвечный, бытию Которого не предшествует „аль-адам“ (небытие)) и прочими подобными именами, о которых ничего не говорит Шариат?».

Ответим следующее: «Описывать так Аллаха — истина, поскольку в этом иджма, а это шариатский довод».

Шейх Вахби Сулейман Гавиджи Ханафи, да хранит его Всевышний Аллах, прокомментировал вышеприведенные слова Муллы Али Кари так:

«Наречение Всевышнего Аллаха именем «аль-Кадим» утверждено и узаконено иджмой. Это, в частности, передаёт имам ибн Фаурак, да будет доволен им Всевышний Аллах, в книге «Макалятуль-ашари».

 

Следует также сказать, что данная иджма основывается на хороших или достоверных хадисах, которые указывают на то, что Всевышнего Аллаха можно описывать именем «аль-Кадим». В частности, это основано на хадисе, приводимом Абу Даудом от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, в котором Посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Прибегаю к помощи Великого Аллаха от проклятого шайтана посредством Его благородного Ваджх и Его Извечной (Безначальной) Власти…»

Вопрос: Приведите доказательство из Корана и Сунны, что Всевышний Аллах — Безначальный (аль-Кадим).

Ответ: Доказательство из Корана следующее:

«Он есть Первый» (Сура «аль-Хадид», аят 3).

Доказательство из Сунны — следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Аллах! Ты Первый, и не было до Тебя ни одной вещи!»

(Аль-Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад» и ат-Тирмизи в «Аль-Джамиу-с-сахих» приводят этот хадис)

Похожие материалы