Почему умные не всегда добиваются успеха?

Часто можно встретить стереотипное мнение, что для достижения успеха нужно много учиться, а умным и образованным всегда легче в этом деле. Вместе с тем, если просто взглянуть на свои школьные годы, то многие заметят, что успеха в жизни зачастую добиваются совсем не отличники, и тому есть ряд причин, о которых мы поговорим в статье.

Недавно группа итальянских учёных разработали компьютерную симуляцию, которая должна была определить, за счёт чего люди достигают материального успеха.

Исследование показало, что самыми успешными становятся отнюдь не обладатели выдающихся способностей, а просто «везунчики».

Симуляция проанализировала около тысячи человек с карьерным путём в 40 лет, в результате большая часть капитала, как и в жизни, сосредоточилась в руках небольшого процента людей. Вывод — очень часто успешными становились люди со средними способностями, которым просто сильно повезло.

Если вы следите за таким модным явлением, как бизнес коучинг или курсы личностного роста/успеха, то наверняка замечали, что там регулярно приводят ролевые модели очень успешных людей и советуют делать, как они, и тогда вы станете такими же успешными. В реальности же это не работает.

Если мы говорим об историях очень большого успеха, то у них есть одна общая черта – эти люди оказались в нужном месте в нужное время, ну, или, проще говоря, им сильно повезло, то есть речь идёт об уникальном факторе, который невозможно повторить. И это не мои умозрительные заключения, а статистически подтверждённый факт. Для лучшего ознакомления с темой я советую прочитать книгу социолога Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры, почему одним всё, а другим ничего».

Это первый важный фактор, который объясняет нам, почему умные и образованные люди не всегда добиваются успеха, а иногда даже наоборот. С точки зрения исламского вероубеждения, тут всё понятно, есть такие понятия, как кадар Аллаха и ризк от Аллаха – кому что предопределено, тот то и получит.

Но вместе с тем это не значит, что мы не можем заметить и описать некий алгоритм успеха, который поможет нам разобраться в технической или внешней стороне нашего вопроса.

Поэтому ещё один фактор успешности, на который стоит обратить внимание – это коммуникабельность. Если вам тяжело находить общий язык с людьми, и «общаетесь» вы преимущественно с книгами, то вряд ли вам стоит ожидать карьерного и личностного роста.

Следующий фактор – это готовность брать на себя ответственность и не бояться рисков. Далеко не всегда проницательный ум сочетается с этими факторами, чаще наоборот, умные люди выбирают более безопасный и спокойный жизненный путь, и это становится препятствием на их пути к успеху. В то время как люди, обделённые глубоким умом, как раз рисковать обычно не бояться.

Банальная лень. От Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаются такие слова: «Медлительность и лень поженились, и у них родилась бедность». (См. «Хадаик» Ибн аль-Джаузи, 3/228)

Какой бы высокий IQ у вас ни был, лёжа на диване, вы вряд ли чего-то добьётесь.

Отсутствие целей и амбиций. Наличие целей и амбиций для их достижения – ключевой фактор в достижении успеха. Интеллект и целеустремлённость далеко не всегда идут рука об руку. Более того, те, кому учеба в школе даётся легко, в дальнейшем зачастую добиваются меньшего, чем те, кто привык прилагать усилия для того, чтобы иметь хорошую успеваемость. Потому что во втором случае у человека вырабатывается целеустремлённость.

Дисциплина. Отдельно стоит выделить самодисциплину, так как многим гораздо тяжелее заставлять себя заниматься самообразованием в отсутствие внешних стимулов, которые есть в школе или вузе в виде строгих учителей.

Во время написания статьи у меня возник пример моего одноклассника, с которым я до сих пор дружу. В отличие от меня он был круглым отличником; я страдаю дисграфией, и любая грамматика для меня нерешаемая проблема, я до сих пор пишу с ошибками.

Тогда казалось, что такого талантливого ученика, как он, непременно ждёт успех, но этого не произошло, и у этого есть свои причины. Так получилось, что высокий интеллект удивительным образом сочетался в нём с высокой агрессивностью, он регулярно ввязывался в конфликты и драки как в школе, так и после неё, что, естественно, не способствовало, карьерному росту, он не мог ужиться практически ни в одном коллективе.

Напоследок я хочу сказать, что, конечно, нельзя принижать роль образования, но вместе с тем нельзя всё сводить только к нему, если мы говорим об успешной реализации в жизни. Помимо этого, важны и гибкие навыки, перечисленные выше, они ещё часто называются англицизмом soft skills.

Во многом наличие этих гибких навыков зависит от характера человека, его темперамента, отношения к себе и другим людям, взглядов на жизнь в целом.

Эти же принципы работают и с религиозными знаниями, мы видим, что далеко не все талантливые студенты медресе и исламских вузов становятся шейхами, к которым прислушиваются люди.

Часто такую роль в глазах людей занимают просто упёртые люди, которые готовы терпеть все трудности жизни «алима», либо люди, жаждущие признания среди людей и целенаправленно работающие над этим.

Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха, Тааля.

Похожие материалы