Размышления о заботе Аллаха к своим верующим рабам приводят нас к постановке глубокого вопроса: «Можем ли мы, простые смертные, по-настоящему постичь мысль о нескончаемой мудрости Того, Кто видит и слышит все, что мы делаем; Того, Чьи знания охватывают абсолютно все — прошлое, настоящее и будущее?
Противники Ислама, чаще всего атеисты, презрительно клеймят верующих как кичливых глупцов лишь за то, что они допускают подобную мысль, считая ее недостатком религии. Но такое поверхностное суждение не способно понять основную суть религиозных убеждений.
Гобелен религиозных убеждений основывается на представлении о Совершенном, Всевидящем и Наимудрейшем Боге. С этой точки зрения логично признать Божью заботу о каждом из нас. И лишь атеист, у которого затуманено сознание из-за его иллюзорных воззрений, станет отрицать Сущность Всемудрого Бога, Который внимателен и заботлив к Своим рабам. Он поспешит объявить свои аргументы победоносными, однако такая позиция полностью игнорирует саму суть Божественного совершенства.
Если бы Бог был подобен нам, грешным созданиям, с бесчисленными недостатками и ограниченным пониманием, было бы разумно предположить, что Он никак не связан с людскими заботами, но Аллах никоим образом не подобен нам. Он — Всемогущий, Его Знания не ограничены временем, совершенны и всеобъемлющи. Нет ничего, что бы не входило в Его понимание. Его абсолютное Знание о каждом событии, которое когда-либо произойдет, безупречно, без всякого изъяна. Его суд — это глубокая тайна, непостижимая нашему разуму и вне нашего понимания. Исходя из этого, вполне естественно, даже само собой разумеется, что Бог проявляет сильную заботу к Своим творениям, и это неоспоримый факт. Такое убеждение основано не на каком-то ложном высокомерии. Напротив, оно формируется из здравого смысла и элементарной логики.
Как бы иронично ни звучало, зачастую такая критика базируется на противоречивых основаниях. Религиозные критики часто поднимают вопрос касательно теодицеи (концепция богооправдания — прим. ред.), так называемой «проблеме зла», согласно которой, если бы Бог существовал, Он должен был бы искоренить все страдания и даровать всем беззаботную жизнь. Несмотря на это, они обвиняют верующих в том, что они самонадеянно верят, что Аллах опекает их. Если они используют это обвинение в качестве аргумента в свою пользу, то они становятся противоречивыми к своим же словам, если не подходят к вопросу о зле аналогичным образом.
С другой стороны, почему мы должны сомневаться в том, что Аллах заботится о нашем существовании? Каждый аспект нашей жизни является тщательно продуманным и несет в себе признаки значений и замыслов. Известный биолог Ричард Докинз и сам признается, что в тонкостях сотворения заложен великий замысел. Если Бог в самом деле является создателем огромного ковра, тщательно сотканного воедино, то было бы абсурдно утверждать, что Он не опекает свои творения. Рассмотрим пример с родителем, который пренебрегает своим ребенком: мы инстинктивно осознаем фундаментальную роль родителей как неотъемлемую характеристику нашей природы. Таким образом, в любой идее об иррациональности и нелогичности в убежденности в Божью заботу есть внутренне противоречие.
Высокомерны ли религиозные люди?
В дополнении к этому, молитвенные практики, совершаемые набожными верующими, выступают в качестве убедительного свидетельства против высокомерия. Эти практики служат для верующих средством демонстрации своей покорности и смиренности перед Аллахом, признавая Его величие и совершенство и избегая всякого проявления кичливости.
Крайне важно подчеркнуть, что нет ни одной религии, которая утверждает, что Бог создал только людей. Согласно религиозным убеждениям однозначно известно, что Бог — Творец всего сущего. Это означает, что Его забота распространяется на все живые существа, всю Вселенную и все, что находится за ее пределами.
Многие атеисты обвиняют верующих в том, что они совершают добрые дела исключительно из корыстных побуждений, желая обеспечить себе место в Раю. Это утверждение может быть справедливо по отношению к каким-то верующим. Необходимо признать, что истинный верующий, просветленный в понимании своей доктрины и руководствующийся искренней одухотворенностью, движим глубокой любовью к Богу, в результате чего он стремится поступать в соответствии с Его повелениями, потому что он склонен к этому по своей природе.
Следовательно, эти действия, выполняемые образцовым верующим, совершаются из любви и преданности Богу, а не просто из стремления к Раю. Но стоит отметить, что нет ничего предосудительного в том, что перспектива достижения Рая может выступать сильным мотиватором для верующего. Стоит отметить неравноправное отношение к трактовке этого вопроса. Когда атеистов спрашивают о логических обоснованиях совершения благих дел в рамках их мировоззрения, большинство отвечают, что такие поступки способствуют стабильности и сохранению общества.
Такая мотивация совершения благих дел часто называется фундаментальным принципом атеистической этики. Поэтому несправедливо обвинять только лишь верующих людей в эгоистических мотивах и одновременно игнорировать подобные мотивы у атеистов. Подобные двойные стандарты не позволяют понять сложную реальность человеческой природы.
В полной мере постигнуть целостность религиозных убеждений в отношении Божьего покровительства верующих означает разгадать симфонию мудрости. Утверждение, что Бог заботится о своих творениях, не делается из высокомерия, а вытекает из логической последовательности, укорененной в концепции совершенного Бога. Более того, важно осознавать тонкости мотивации как верующих, так и атеистов при совершении благодеяний.
Критика одних лишь верующих за их личные интересы и игнорирование схожих мотивов у атеистов означает прибегнуть к некорректным двойным стандартам, которые мешают понять многогранность человеческого бытия.
Автор: Худ Лесприт
Источник: muslimskeptic.com