Вопрос № 15: Каково шариатское решение в отношении того, кто проявляет ненависть к Али, да будет им доволен Аллах?
Ответ: Ученые из числа исследователей сказали: «Если ненависть к сподвижникам, в том числе к Али, да будет ими доволен Аллах, вызвана тем, что они оказали свою помощь Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и защищали религию Аллаха, то это бесспорно – неверие, и без сомнения – лицемерие. И к такому пониманию относят угрозу, про которую сказано Пророком, да благословит его Аллах и приветствует: «Любовь к Ансарам – это от веры, а ненависть к ним – это неверие и лицемерие»[1], а также слова Али, да будет им доволен Аллах: «Клянусь Тем, Кто расщепил зерно и создал человека, поистине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал мне, что не полюбит меня никто, кроме верующих, и не станет ненавидеть меня никто, кроме лицемеров»[2]. Но, если же ненависть к ним будет вызвана другими соображениями, как например, обычными делами, из-за которых происходит несогласие, в таком случае к такому человеку не выносится решение о его неверии или лицемерии. И к этому (второму) пониманию сводятся те разногласия и сражения, которые произошли между ними.
Таким образом, каждому мусульманину становится понятна необходимость любви к Имаму Али, да будет им доволен Аллах, ко всем остальным сподвижникам Посланника Аллаха, да благословит их Аллах и приветствует, и к членам его пречистой семьи. Не проявляя при этом чрезмерность, до которой дошли некоторые шииты в проявлении любви к Имаму Али, в почитании его и поднятии на степень Пророка, более того, возвысили его выше Пророка, приписав к пророческим хадисам то, чего нет, взяв себе в убеждения то, что является явным неверием. Подобно тому, как некоторые его (Али) враги, дошли до того, что стали проклинать его с минбаров, пусть на таких ляжет проклятье Аллаха, ангелов и всех остальных людей. Передают, что Али, да будет им доволен Аллах, сказал: «Двое считаются погибшими по отношению ко мне: чрезмерно любящий и слишком ненавидящий».[3]
Вопрос № 16: Каково шариатское решение в отношении того, кто ругает или обвиняет в порочности мать правоверных Айшу, да будет ею доволен Аллах?
Ответ: это является тяжким и одним из самых больших грехов, да сохранит Аллах нас от этого. Кади Ийяд сказал в своей книге «Аш-Шифа»: «Ругающего мать правоверных Айшу убивают. А тот, кто обвиняет её в порочности, тот противоречит Корану». Некоторые ученые сказали: «Ругань её приводит к ругани [самого] Аллаха, потому что тот, кто ругает её, тот ругает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а тот, кто ругает Пророка, тот ругает Аллаха». И доводом этому служит то, что она является «хорошей», которую Аллах женил с «хорошим». И когда народ обвинил её в порочности, Аллах ниспослал аяты Корана в её оправдание и непричастность к тому, что говорили люди. Всевышний Аллах, сказал: «Хорошие женщины — для хороших мужчин, а хорошие мужчины — для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят клеветники»[4]. Под «хорошим» здесь имеется виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а под «хорошей» – Айша, да будет ею доволен Аллах, и тот, кто ругает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот – неверный, он является проклятым, и Аллах сделал Рай для него запретным.
Привел эти слова Ибн Хазм с цепочкой передачи от Хишама Ибн Аммара, да смилуется над ним Аллах, который сказал, что слышал от Малика Ибн Анаса, который сказал: «Кто ругает Абу Бакра и Умара, того наказывают палками, а кто ругает Айшу, того убивают». Его спросили: «Почему убивают за ругань Айшы?» Он ответил: «Потому что Всевышний Аллах сказал в отношении Айши, да будет ею доволен Аллах: «Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими»[5]. Сказал Малик: «Кто обвиняет её в порочности, тот противоречит Корану, а тот, кто противоречит Корану, того убивают». Сказал Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах: «Слова Малика правильные (верные), это является совершенным вероотступничеством и возведением лжи на Аллаха, когда Он полностью оправдал её».
Рассказал Абуль Хасан Ас-Сыкили, что Кади Абу Бакр Ибн Таййиб[6] сказал: «Когда Всевышний Аллах упоминает в Коране язычников, которые отзывались о Нем, то Он прославлял сам себя, как, например, в аяте: «Они сказали: «Аллах взял Себе сына. Пречист Он!»[7]. И когда лицемеры отозвались об Айше, Он сказал в Коране: «Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты!»[8]. Он прославил Себя при оправдании её от дурного, как прославил Себя в непричастности к дурному. Это свидетельствует словам Малика об убийстве того, кто ругает Айшу. Это означает, и Аллах знает лучше, что Всевышний Аллах посчитал ругань её таким же великим грехом, как и ругань Его Самого, и что ругань её – это ругань Пророка, а ругань Пророка и нанесение ему вреда он связал с нанесением вреда Аллаху, а решение того, кто наносит вред Аллаху, – это смерть, такое же решение предстоит и в отношении того, кто ругает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Сказал Имам Хафиз Абу Бакр Ибн Аль-Араби[9]: «Поистине, Всевышний Аллах оправдал чистую (целомудренную) Айшу после того, как люди обвинили её в порочности, и всякий, кто ругает (порочит) её в том, в чём её оправдал Всевышний Аллах, является возводящим ложь на Аллаха, а возводящий ложь на Аллаха – неверующий. Такова позиция по этому мнению у Имама Малика, и таков ясный путь у проницательных (сознательных) людей. Если же кто-то станет ругать её за то, за что не пришло её оправдание, то наказанием такому будет воспитание его».
Сказал Имам Ан-Навави[10] в комментариях к хадису про обвинение её в порочности: «Оправдание Айши, да будет ею доволен Аллах, от клеветы является категоричным, согласно тексту Священного Корана, и если человек станет сомневаться в этом, то он, да упасет Всевышний Аллах, становится неверным, вероотступником, согласно единогласному мнению всех ученых. Сказал Ибн Аббас и другие: «Ни одна из жен Пророков, мир им, не совершала прелюбодеяния, и это является милостью Всевышнего Аллаха для них»[11].
Вопрос № 17: Указал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на правление кого-то после себя?
Ответ: Большинство Имамов сошлись на том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не указал на кого-то определенного человека для правления после себя. Если бы на это существовал такой ясный текст, то, в первую очередь, среди Ансаров и других не было бы споров, и тот, кто запомнил эти слова, непременно передал бы это, и они вернулись бы к этому (сказанному). А то, что утверждают шииты, о якобы существующем тексте, указывающем в пользу Али, да будет им доволен Аллах, то он ложный и у него нет никакой основы, как это установили все мусульманские ученые. Первый, кто опровергает это, сам же Али, да будет им доволен Аллах, ибо если бы он знал о существовании такого текста (высказывания), то он, несомненно, сказал бы об этом, но от него ничего не передалось. Вместе с этим вопрос правления – один из таких вопросов, который имеет много причин, чтобы сказать о нём ясно, и если нет текста (высказывания о том, кто должен быть приемником), то по единогласному решению мусульман присяга была дана Абу Бакру. Да, однако, всё же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побудил и указал на правление Абу Бакра, да будет им доволен Аллах, в то время, когда выдвинул его вперед руководить молитвой, он сказал ему: «Велите Абу Бакру, чтобы он руководил намазом»[12].
Руководство молитвой – это обязанность (функция) халифа, поэтому сподвижники, среди которых был Али, будет ими доволен Аллах, сказали: «Мы довольны для (ведения) наших мирских дел тем, кем доволен был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для (ведения) религиозных дел»[13]. Что касается утверждений шиитов, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, якобы отстранил Абу Бакра, когда он вышел перед имамом и что он потом отошел назад, то это утверждение ложное, поскольку существуют ясные рассказы, что Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, после этого совершил молитву еще в течение трех дней, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не вышел на неё.
Передается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Позови мне Абу Бакра и своего брата, чтобы я записал послание, потому что я боюсь, что жаждущий возжелает и кто-то скажет: «Я более достоин», хотя Аллах и правоверные не примут никого, кроме Абу Бакра»[14].
Передается от Абу Сагид Аль-Худри, да будет им доволен Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в конце своей жизни обратился к людям со словами: «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга из числа (членов) моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако (достойнее этого) братство и любовь в Исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!»[15].
[1] См. «Муснад Ахмад», 3/70; «Фадаилю Ас-Сахаба», № 2792; «Ас-Сунан Аль-Кубра», 7/241.
[2] См. «Сахих Муслим», № 78; «Ан-Насаи», № 5022; «Ибн Маджа», № 114.
[3] См. «Муснад», 1/160, Ахмад; «Фадаилю Ас-Сахаба», 2/565
[4] См. Сура «Ан-Нур»:26.
[5] См. Сура «Ан-Нур»: 17.
[6] Кади Абу Бакр Мухаммад ибн Тайиб Ибн Мухаммад Ибн Джагфар Ибн Касим Аль-Бакилляни Аль-Басри Аль-Малики Аль-Ашари – Имам мусульман, получивший прозвище «Сайфу-с-сунна ва лисан-уль-Умма» – «Меч Сунны и язык Уммы». Он родился в 949 году (338 году хиджры) в городе Басра, жил в Багдаде. В Басре Аль-Бакиллани обучался у двух учеников Имама Аль-Ашари – это Абу Абдуллах Ибн Муджахид Ат-Таи Аль-Басри и Абуль-Хасан Аль-Бахили Аль-Басри.
Хафиз Шамсуддин Аз-Захаби писал о нем: «Имам – великий учёный, единственный среди мутакаллимов, первый из учёных усуля. Кади Абу Бакр Ибн Аль-Бакиляни – автор множества книг, его ум и проницательность приводили в пример, он был надёжным передатчиком (сикат) и преуспевшим имамом. Он составил книги в опровержение рафидитов, мутазилитов, хариджитов, джахмитов и каррамитов». См. («Сияр Аглям Ан-Нубаля», 13/11).
Абу Бакр аль-Бакиляни умер в 403 году хиджры (1013 г.) и похоронен в Багдаде, да смилуется над ним Аллах.
[7] См. Сура «Аль-Бакара»: 116.
[8] См. Сура «Ан-Нур»: 16.
[9] Абу Бакр Ибн Аль-Араби – арабский историк, кади, знаток Корана и факих. Представитель маликитской школы мусульманского права. Родился в Севилье в 1076 году (в 468 году по Хиджре). В 1092 году вместе с отцом отправился на восток. Некоторое время учился в Дамаске и в Багдаде. В 1096 году совершил хадж. После хаджа вернулся в Багдад, где продолжал учиться. Среди его учителей в Багдаде был Абу Хамид Аль-Газали. Позже Ибн Аль-Араби отправился вместе с отцом в Египет. После смерти отца в 1100 году он вернулся в Севилью, где некоторое время служил судьей-кади. Оставив службу, он посвятил себя преподаванию и написанию трудов на различные темы (в том числе, по фикху, хадисам, литературе, Корану, грамматике и истории). Многие из его трудов не сохранились до наших дней (из сохранившихся, в частности, комментарий на сборник хадисов Тирмизи — «Арида аль-Ахвази»). Когда в Севилье пришла к власти династия Альмохадов, Абу Бакр Ибн Аль-Араби был отправлен в Марракеш, где в дальнейшем находился в заключении около года. Умер по дороге из Марракеша в Фес в 1148 году (543 году по Хиджре). Похоронен в Фесе, да смилуется над ним Аллах.
[10] Имам Мухийддин Абу Закарийя Яхья бин Шараф Ан-Навави родился в месяце Мухаррам 631-го года по хиджре в Сирии, в деревне Нава. Ещё с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям и к религии Аллаха. В 649-м году, когда ему исполнилось девятнадцать лет, он переселился в Дамаск, в медресе Равахия, которое находилось рядом с известной Омеядской мечетью. Отучившись в Дамаске шесть лет, в 655-м году он начал преподавать в медресе Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвящённых различным областям исламских наук. Имам Ан-Навави известен не только своими глубокими познаниями, но и своей отрешённостью от мирского, набожностью, богобоязненностью и усердием в поклонении. Он был учёным, чьи знания не расходятся с деяниями, и, не зная страха, делал наставления правителям. Был последователем шафиитской богословско-правовой школы (мазхаба), знатоком хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и имамом, который удостоился высокого звания Шейхуль-Ислам. Один из учёных рассказал, что увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), и Пророк сказал ему: «Если ты найдешь разные мнения в каком-либо вопросе у имама Аль-Газали, Абу Исхака Ширази (автора книги «Мухаззаб») и Ан-Навави, то придерживайся мнения Ан-Навави, так как он из наиболее знающих Сунну. Также этот ученый передаёт, что во второй раз увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и спросил об имаме Ан-Навави. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Он — возродитель (оживитель) религии (Мухийддин)». В конце своей недолгой жизни имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави побывал на родине, посетил дорогие святыни своих покойных учителей и любимцев, а также Иерусалим и Аль-Халиль (Хеврон). Он заболел и скончался в месяце Раджаб 676-го года по хиджре в своей родной деревне Нава, где и был похоронен. Да смилуется над ним Аллах.
[11] См. «Шарх аля Сахих Муслим», 17/117-118, авт. Имам Ан-Навави.
[12] См. «Сахих Аль-Бухари», № 633; «Сахих Мусли», № 418.
[13] См. «Ас-Сунна Аль-Халлял», № 333; «Ат-Тамхид Ибн Абдуль-Барр», 22/129.
[14] См. «Сахих Мусли», № 2387.
[15] См. «Сахих Аль-Бухари», № 3454; «Сахих Муслим», № 238.