
Вопрос: существует распространенная среди людей и в социальных сетях фетва о рукопожатии посторонних мужчин и женщин, в которой говорится, что рукопожатие не нарушает омовение, если оно не сопровождается страстью. В результате эта фетва распространилась, и подобное рукопожатие стало обыденным делом, которое люди не считают запретным.
Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Ученые четырех мазхабов единогласны в том, что рукопожатие женщины с посторонним мужчиной запрещен, о чем свидетельствует хадис Макиля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لأَنْ يُطْعَنَ فِي رَأْسِ أَحَدِكُمْ بِمِخْيَطٍ مِنْ حَدِيدٍ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَمَسَّ امْرَأَةً لا تَحِلُّ لَهُ
«Лучше для человека, чтобы ему в голову воткнули железную иглу, чем он прикоснулся бы к женщине, которая ему не дозволена»[1]. Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал, что цепочка данного хадиса достоверна, подобное мнение высказали хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
إني لا أُصَافِحُ النِّسَاءَ
«Поистине, я не пожимаю руки женщинам»[2].
Посторонним мужчиной считается каждый человек противоположного пола, за которого женщина может выйти замуж согласно Шариату; к ним же относятся также мужчины, за которых женщине временно запрещено выходить замуж, например, муж сестры, муж тети по отцовской или материнской линии и так далее, пока не будет устранена причина, которая не снимет временный запрет, — во всех случаях им запрещено пожимать друг другу руки.
Вопрос нарушения омовения прикосновением женщины к мужу или к постороннему мужчине является вопросом известной полемики среди законных мазхабов, поскольку передаются некоторые внешне противоречащие друг другу доказательства, в отношении которых каждая группа применяла то толкование, которое соответствовало их пониманию Корана и Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Все эти ученые — муджахиды, которые получают вознаграждение за свой иджтихад.
Что касается ученых шафиитского мазхаба, то они утверждают, что непосредственное прикосновение без преграды к коже супруги или любой посторонней женщины, которая не приходится близкой родственницей, — одна из причин нарушения омовения, даже если прикосновение не сопровождается старостью. Фетва в мазхабе шафиитов выносится согласно этому решению, которое подкрепляется словами Всевышнего Аллаха: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле»[3].
Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) растолковал слова Всевышнего Аллаха: «…Вы прикоснулись к женщинам», что в данном аяте речь идет о непосредственном прикосновении кожи к коже без преград, даже если не было половой близости. Ханафиты имеют другое мнение на этот счет и сказали, что если прикоснуться к женщине, будь то жена, посторонняя женщина или близкая родственница, то омовение не нарушается вне зависимости от того, сопровождалось прикосновение страстью или нет[4].
Маликиты и ханбалиты объединили понимания этих двух мазхабов и сказали, что прикосновение, будет нарушать омовение в том случае, если это непосредственное прикосновение кожи к коже будет сопряжено страстью, и это то, что подразумевается в благородном аяте. Что касается простого прикосновения без страсти, подобно тому, что произошло с Айшей (да будет доволен ей Аллах), то оно не нарушает омовение.
Не следует использовать высказывания ученых других мазхабов о том, что омовение не нарушается от прикосновения женщины к постороннему мужчине, в качестве послабления для прикосновений и рукопожатий между противоположными полами под предлогом того, что это обыденное явление. И Всевышнему Аллаху известно лучше!
Источник: aliftaa.jo
[1] Ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир» (211/20).
[2] Ан-Насаи, 4181.
[3] Коран, 5:6.
[4] Исключением из правила о нарушении омовения является прикосновение к человеку противоположного пола, из-за чего из полового органа выйдет жидкость. В таком случае малое омовение нарушится. — прим. ред.