Слюна животных – наджас?

Вопрос:

Считается ли слюна животных наджасой и как быть, если их рот загрязнился?

Ответ:

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Что касается первой части вопроса, то слюна, так же, как и пот животных, считается чистой, за исключение слюны и пота свиньи или собаки, а также животных, родившихся путём скрещивания одного из них.

Отвечая на подобный вопрос, шейх-уль-Ислам, имам Абу Закария ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет следующее в книге «Аль-Маджму’» (1/173):

 وَمَذْهَبُنَا أَنَّ سُؤْرَ الْهِرَّةِ طَاهِرٌ غَيْرُ مَكْرُوهٍ وَكَذَا سُؤْرُ جَمِيعِ الْحَيَوَانَاتِ مِنْ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ والحمير والسباع والفار وَالْحَيَّاتِ وَسَامٍّ أَبْرَصَ وَسَائِرِ الْحَيَوَانِ الْمَأْكُولِ وَغَيْرِ المأكون فَسُؤْرُ الْجَمِيعِ وَعِرْقُهُ طَاهِرٌ غَيْرُ مَكْرُوهٍ إلَّا الْكَلْبَ وَالْخِنْزِيرَ وَفَرْعُ أَحَدِهِمَا

«Учёные шафиитского мазхаба посчитали, что остатки питья или корма кошки считаются чистыми и в их использовании нет нежелательности, то же относится к остаткам питья или корма иных животных, таких как лошадь, мул, осёл, лев, мышь, змея, ящерица и т. д., независимо от того, пригодно мясо этих животных для употребления в пищу или нет. Остатки питья или корма всех этих животных, а также их пот – чисты, и в их использовании нет нежелательности. Исключение составляют собака и свинья, а также животное, родившееся путём скрещивания одного из них».

Суть слов учёных-факихов, отвечающих на вопрос о чистоте остатков питья животных, сводится к другому вопросу: «Чиста ли слюна этих животных?» – так как чистая еда во рту обычно загрязняется именно слюной.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорит также об этом в книге «Аль-Маджму’»:

مُرَادُ الْفُقَهَاءِ بِقَوْلِهِمْ ثؤر الْحَيَوَانِ طَاهِرٌ أَوْ نَجِسٌ لُعَابُهُ وَرُطُوبَةُ فَمِهِ

«Учёные-факихи, говоря о том, что остатки питья или корма животных считаются чистыми или нечистыми, имеют в виду их слюну и влагу изо рта».

Что касается второй части вопроса, то если, к примеру, кошка, поела наджасу, затем скрылась из виду в том направлении, где теоретически могла полакать воды из ёмкости объёмом 216 литров и более либо из потока воды, тем самым очистив свою пасть, то считается, что её пасть очистилась, даже если нет уверенности, что она действительно полакала воды.

Шафиитский учёный имам Зайнуддин Ахмад ибн Абдуль-Азиз аль-Малибари (ум. 987 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Фатх-уль-муин» (с. 73):

وسؤر كل حيوان طاهر طاهر فلو تنجس فمه ثم ولغ في ماء قليل أو مائع فإن كان بعد غيبة يمكن فيها طهارته بولوغه في ماء كثير أو جار لم ينجسه ولو هرا وإلا نجسته.

«Остатки питья или корма любого чистого животного – чистые.

Если пасть животного загрязнится наджасой, а затем оно скроется из виду в направлении, где оно могло теоретически полакать воды из ёмкости объёмом 216 литров и более либо из потока воды, [тем самым очистив свою пасть], после чего возвратится и полакает воды либо другой жидкости из ёмкости объёмом менее 216 литров, то эта вода или иная жидкость не загрязнится от животного, [ так как считается, что его пасть чиста]. Под данное правило подпадают кошки и иные [чистые] животные.

В противном случае (если животное не скроется из виду в этом направлении) вода будет считаться загрязнённой».

Похожие материалы