Существовало ли наряду с Аллахом творение?

Худус (буквально «происшествие») – появление чего-то после отсутствия. И всё из существующего на свете, кроме Всевышнего Аллаха, когда-то не существовало, затем Аллах создал это по своей воле и силе согласно своему предвечному знанию.

Доказательство из Корана – слова Аллаха в суре ар-Раад: «Скажи, кто Господь небес и земли, скажи: “Аллах!”. Скажи, взяли ли вы кого-либо, помимо Него, своими покровителями, тех, кто не обладает благом для самих себя и не способен уберечь себя от вреда? Скажи, разве равны слепой и зрячий? Равны ли мрак и свет? Или они взяли сотоварищей Аллаху, которые творят так же, как это делает Аллах, и их творения кажутся им схожими с Его творениями? Скажи: “Аллах творец каждой вещи, и Он – Единственный, Всемогущий”». (ар-Раад, 16)

И Аллах является Творцом каждой вещи. Акт творения – это создание чего-либо после его небытия.

К доказательствам этого также относится то, что передал имам аль-Бухари от Имрана ибн Хусайна: «Я зашёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и привязал свою верблюдицу у дверей. Затем к нему пришли люди из бану Тамим, и он сказал им: “Примите радостную весть, о бану Тамим!”. Они ответили: “Ты обрадовал нас! Дай же нам что-нибудь из мирского!”. Так они повторили дважды. Затем к нему пришли люди из Йемена, и он сказал им: “Примите, о йеменцы, радостную весть, которую не приняли бану Тамим!”, на что они сказали: “Мы приняли её, о Посланник Аллаха! Мы пришли к тебе, чтобы задать вопрос об этом деле (о религии)”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Был Аллах, и не было ничего, кроме Него. Трон Его был на воде, затем Он записал в Скрижали каждую вещь и создал небеса и землю!”. После этого глашатай крикнул мне: “Твоя верблюдица убежала, о ибн Хусайн!”. И я бросился за ней, но не увидел её из-за марева, и клянусь Аллахом, лучше бы я оставил её». Также этот хадис имеется в книге «Ас-Сунан аль-Кубра» аль-Байхаки.

В другой версии хадиса у аль-Бухари говорится: «Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): “Был Аллах и не было ничего до Него”». Также он есть в сборниках «Сахих ибн Хиббан» и «Аль-Муджам аль-Кабир»: «И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): “Был Аллах, и не было ничего, кроме Него”».

Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «Был Аллах, и не было ничего, кроме Него» с полной уверенностью указывают на то, что всё, помимо Аллаха, имеет начало; этого не было, а затем оно появилось, то есть произошло после своего небытия.

Некоторые муджассима говорят, опираясь на своё порочное понимание: «Если бы Трон не существовал в предвечности, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал бы: “и был Его Трон на воде”».

Ответом на это будет следующее: это утверждение говорит о глупости высказавшегося! Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в начале хадиса: «Был Аллах, и не было ничего, кроме Него», само это уже указывает на то, что Аллах был один, это и есть смысл фразы «не было ничего, кроме Него», а когда он сказал: «и был Его Трон на воде», то из этого, естественно, понимается, что Трон появился уже после существования Аллаха, потому что Аллах существовал в предвечности, то есть у Него нет точки отсчёта во времени, а начальность Трона означает, что у него есть точка отсчёта. Если мы скажем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подразумевал под этим то, что Аллах существовал в предвечности, а с ним также существовал и Трон, тогда теряется смысл первой фразы хадиса: «Был Аллах, и не было ничего, кроме Него», потому что тогда она противоречила бы тому, что подразумевает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и это очевидно. Всё это указывает на то, что мы сказали. То есть на наличие начала у всего, помимо Аллаха, и что Аллах существовал в предвечности Один, а затем создал мир.

Доказательством этому то, что слово «был» в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «был Аллах» грамматически совершенно (не нуждается в другом слове), и грамматически совершенное слово не увязывается со временем, а существование Аллаха и его бытие не подвергается течению времени. Отсюда мы и говорим: Аллах не подвержен течению времени. А что же касается слова «был» в выражении «и был Его Трон на воде», то очевидно, что оно грамматически не полное, и это говорит об изменении и переходе из состояния в состояние. Отсюда понимается, что Трона не было, и он стал, а значит, существование Трона подвержено времени. Время охватывает Трон, а Аллаха не охватывает. Таким образом, это значит, что Трон имеет начало, потому что само время начально, согласно всё тому же великому хадису. Отсчёт времени пошёл с момента сотворения Трона. И бытие Трона получило своё начало уже после того, как существовал Аллах, который не имеет начала. Это указывает на то, что всё имеет начало во времени.

Эти полезные моменты ты не найдёшь в других книгах, по милости Аллаха. На верность наших слов указывают другие версии этого хадиса. Мы приведём их тебе, чтобы твоя душа обрела спокойствие.

Имам Ахмад передал слова Имрана ибн Хусайна в своём труде «Муснад»: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Примите радостную весть, о бану Тамим!”, и они сказали: “Ты обрадовал нас, так дай нам что-нибудь из мирского”. Затем, обращаясь к йеменцам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Примите радостную весть, о йеменцы!”, на что они сказали: “Мы приняли! Сообщи нам о начале сотворения мира, как оно произошло?”. И сказал Пророк: Аллах был до существования всякой вещи, и был Трон его на воде, и записал Он в скрижали обо всякой вещи!”. Затем ко мне пришёл человек и крикнул: “О Имран! Отвязалась твоя верблюдица”, и я вышел, но не увидел её из-за марева и пошёл по её следам и не знаю, что происходило после того, [как я ушёл от Пророка]».

Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «до существования всякой вещи» уверенно подтверждают наши слова о том, что у каждой вещи есть начало, и что Аллах был один, а затем создал творения.

На это также указывает переданные ат-Табарани в труде «Аль-Муджам аль-Кабир» слова ибн Аббаса: «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха, который был до всякой вещи, и нет бога, кроме Аллаха, после каждой вещи”, будет избавлен от тревог и печали”».

В «Фатхуль-Бари» (13–274) сказано: «У аль-Баззара с другой стороны приходит сообщение от Абу Хурайры: “Не перестанут люди говорить: “Был Аллах до всякой вещи”». Я скажу: Это передается также в «Муснад» имама Ахмада. 

В «Муснад» Исхака ибн Рахавейха (1-330): «От Абу Хурайры от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказавшего: “Люди будут спрашивать вас о каждой вещи, пока не скажут: “Это – Аллах, создавший всякую вещь, а кто же создал Его”. Сказал Джафар [ибн Буркан – передатчик хадиса]: «Передал мне мой брат от Абу Хурайры, что он сказал, и будто бы он возводил это к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “Если вы будете спрошены, то скажите: “Аллах был до каждой вещи и Он создатель каждой вещи и Он после каждой вещи””».Этот хадис также передал имам Ахмад.

Все эти хадисы и тексты указывают на то, что был Аллах, и не было вместе с Ним или до Него ничего, кроме Него. И что Аллах существовал до каждой вещи, и это очень ясный хадис, указывающий на безосновательность идеи безначальной цепочки творений, в опровержение тем представителям муджассима, которые продвигали данную идею и утверждали, что мир предвечен, то есть Аллах не переставал творить мир в предвечности, и что у творений якобы нет начала, или что мы сможем осознать существование Аллаха, только если будем верить, что Он существовал всегда вместе с некоторыми своими творениями. Эти утверждения ложны и согласно священным текстам, и согласно доводам разума. Здесь мы разъяснили их ложность посредством священных текстов. И вскоре мы объясним, как доводы разума опровергают их ложь, когда приведём разумное доказательство начальности мира и всего, что помимо Аллаха. Речь же этого муджассима противоречит всему, как ты это увидел, и нельзя верить в это. Все эти хадисы и версии хадисов указывают на то, что у всех творений есть начало в целом и по отдельности, и Аллах даёт помощь! 

(Шейх Саид Фуда, «Хашият аля мухтасар шарх аль-Харида», с. 50. Изд. Дар Нур аль-Мубин)

Похожие материалы